Третий этап чемпионата мира по автоспорту в классе Формула-1 в китайском Шанхае прошел в условиях переменчивой погоды, и принес успех еще одной частной команде-участнице "королевских гонок"

Москва. 20 апреля. INTERFAX.RU - "Большой цирк", как еще именуют Формулу-1, приехал в Китай в шестой раз. За две недели, прошедшие с предыдущей гонки в Малайзии, в мире Ф1 произошло важное событие, придающее новую интригу в борьбу за титул. Международный апелляционный суд FIA (Международная федерация автоспорта) отклонил протест команд Ferrari, Renault и Red Bull на конструкцию заднего диффузора болидов Brawn GP, Williams и Toyota.

Напомним, что трем последним командам удалось создать так называемый двойной диффузор, позволяющий обеспечивать лучшее сцепление машины с асфальтом в поворотах. По сути, под днищем машины создается зона разрежения воздуха за счет ускорения потока, в результате болид как бы "прилипает" к гоночному полотну. Это явление называется граунд-эффект и давно известно в мире Формулы-1. Но раньше он достигался за счет других способов и приспособлений, которые впоследствии были запрещены. Дело в том, что машины, обладавшие этим свойством, имели одно очень неприятное и опасное свойство: при наезде на любое препятствие – неровность на трассе или поребрик – разрежение под днищем исчезало и машину срывало с трассы из-за потери граунд-эффекта. То, что придумали команды в этом году, в чистом виде называть граунд-эффектом называть нельзя, но такая конструкция противоречит духу изменений в техническом регламенте этого года, призванных в целях безопасности снизить скорость машин. Поэтому и был подан протест. Парадокс в том, что еще на этапе разработки нового регламента шеф тогда еще команды Honda, мудрый Росс Браун, указал на прореху в документе, позволяющую найти лазейку для создания подобной конструкции. Англичанин честно предупредил, что если правила оставить без изменений, создаваемая его командой машина для сезона-2009 будет очень быстрой. Тогда это вызвало только смех – на момент создания нового регламента, в конце 2007 г., на фоне остальных машин болиды Honda были медленными до неприличия. Результат все увидели на первых двух Гран-при этого года, когда гонщики преемницы Honda – Brawn GP – вынесли остальных пилотов "в одну калитку".

Решение суда вынуждает остальные семь команд создавать подобные конструкции. Проблема в том, что просто так "состругать" и прикрутить диффузор под задним антикрылом не получится. Необходима комплексная переработка всей задней части машины, что займет много времени. И, кстати, довести до ума созданную конструкцию тоже будет непросто – до конца сезона тесты запрещены. Поэтому команды будут вынуждены ограничиваться продувкой моделей в аэродинамической трубе, которая никогда не заменит натурных испытаний на трассе. Единственная возможность для этого – пятничные тренировки перед Гран-при. Но и тут встает дилемма – сколько времени потратить на тесты, а сколько – на поиск оптимальных настроек перед гонкой.

В Китае выяснилось, что Renault, подававшая протест, не дожидаясь решения суда, на всякий случай, разрабатывала свою конструкцию двойного диффузора. Диффузор привезли в Шанхай чуть ли не в пятницу на личном самолете босса команды Флавио Бриаторе, и почти все время тренировок прилаживали его на машину Фернандо Алонсо. Второй номер команды – Нельсиньо Пике – вынужден был довольствоваться старым вариантом.

Похоже поступили и в McLaren, но англо-немецкая команда успела заранее смонтировать промежуточный вариант диффузора на оба болида.

Бычья наглость

Прошедшие в этом году гонки были достаточно предсказуемыми с точки зрения определения победителя. Еще до старта первого Гран-при было ясно, что остановить две белых машины Brawn GP сможет только чудо в виде ошибки гонщиков или технической неисправности. И дело, кстати, не в одном чудо-диффузоре – инженеры практически всех команд сходятся во мнении, что болиды Росса Брауна в целом проработаны очень тщательно. Но проблема в том, что многие решения, внедренные в автомобиль, скрыты от посторонних глаз и находятся в районе днища. Просто скопировать их невозможно, потому что нельзя увидеть. Стоит отметить, что сам Браун не сидит у кульмана с линейкой и машины не рисует. Он определяет общую стратегию, приоритеты. Это касается и вопросов проектирования, и гонок. Показатель класса британца – чемпионские титулы Михаэля Шумахера, завоеванные в Ferrari именно при непосредственном участии Росса Брауна и гения стратегии Жана Тодта. Француз, кстати, вместе с Россом отошел от активной работы после завершения гоночной карьеры Красного Барона. А перед началом этого чемпионата и вовсе ушел из Ferrari на покой.

Получается, что машина Brawn GP – плод трудов инженеров, имен которых мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь вообще услышим. Но есть человек, которого называют чуть ли не последним гением современной Формулы-1.

Имя ему – Эдриан Ньюи. Талантливейший специалист в области аэродинамики, он создал чуть более десяти лет назад машину, которая была на порядок лучше и совершенней болидов других команд. McLaren MP4-13 была быстрее любой машины, позволив Мике Хаккинену стать чемпионом мира. Через год на, по сути, глубоко модернизированной преемнице машины 1998 года – McLaren MP4-14 – финн стал двукратным чемпионом. Кстати, перед сезоном-1998 в регламент также были внесены серьезные изменения. Машина Ньюи получилась очень изящной, с узким, выгнутым носом. Несколько лет назад Эдриан ушел в Red Bull, а McLaren до сих пор эксплуатирует его идеи. Даже после значительных изменений в регламенте, во внешнем облике машины 2009 года чувствуется дух победных Макларенов десятилетней давности.

В новой команде нелюдимый англичанин продолжил предъявлять миру нестандартные решения.

На машинах Red Bull, в частности, первыми появились так называемые "плавники" - вертикальные плоскости позади верхнего воздухозаборника, призванные улучшать поведение машин в скоростных поворотах. Но по-настоящему Ньюи развернулся при создании машины 2009 года, когда в суловиях смены правил, он получил широкие возможности для творчества. Автомобиль получился легким и стремительным на вид, максимально зауженным, где это только возможно. Совершенно отличной от конструкций других команд выполнена задняя подвеска. Машина получилась красивой и законченной. Результат – прорыв из группы середняков в лидеры, наравне с Brawn GP и Toyota. Примечателен и тот факт, что модель Red Bull RB5 быстра безо всяких чудо-диффузоров! Но после признания их законными, Ньюи принял решение отказаться от поездок на гонки, и улетел на базу команды создавать похожую конструкцию, которая, судя по всему, должна сделать машины «Красного Быка» еще быстрее.

В субботней квалификации созданные им машины смогли, наконец, раскрыть свой потенциал – молодой немец Себастьян Феттель завоевал для команды первый поул в ее истории. Причем, сделал это красиво и хладнокровно, если не сказать, нагло. Себастьян легко прошел во вторую часть квалификации, но после этого его поклонники были вынуждены понервничать: пока остальные машины утюжили китайский асфальт, пытаясь улучшить время, машина немца стояла в боксах. Обычно, такая картина говорит о том, что с автомобилем не все в порядке. Но за пару минут до завершения сессии, Red Bull Феттеля выехал на трассу: "боевой" круг, и он на 43 тысячных секунды улучшает время лидера – своего партнера по команде, Марка Уэббера! Тот же номер он повторяет и в финальной части, где идет борьба за первые десять мест на старте. Но в этот раз он «привозит» почти две десятых Фернандо Алонсо на Renault. Насколько надо быть уверенным в собственных силах и в машине, чтобы оставить себе лишь одну попытку на прохождение быстрого круга?.. Уэббер – третий, гонщики Brawn GP – Рубенс Барикелло и лидер чемпионата Дженсон Баттон – занимают только четвертое и пятое места соответственно!

Из прошлогодних лидеров лучшее место завоевал Кими Райкконен, ставший восьмым, действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон расположился на пятом ряду стартового поля на девятой позиции. Хейкки Ковалайнен на таком же McLaren стал 12-м, а Фелипе Масса опять не попал в финальную часть квалификации и занял лишь 13-ю позицию. Перед гонкой, кстати, Райкконен честно признался, что в этом году команде не удастся реально бороться за чемпионскую корону.

Дежа-вю

Свою первую победу Себастьян Феттель завоевал в прошлом году в Монце. Удачная квалификация стала тогда «золотой» - начавшийся перед гонкой дождь позволил немцу создать комфортный отрыв с самого старта. В минувшее воскресенье ситуация повторилась – из-за начавшегося еще утром дождя гонщики ушли со старта за автомобилем безопасности. Пейс-кар водил за собой на относительно небольшой скорости пелотон на протяжении восьми кругов. За это время гонщики пытались накатать хоть какую-нибудь траекторию на трассе, и отчасти им это удалось. После ухода сэйфти-кара гонщики подняли темп, но проявляли осторожность – в первом повороте, да еще на мокрой трассе, гонки, как известно, не выигрываются. Еще до ухода машины безопасности стартовавший вторым Алонсо был вынужден заехать в боксы для дозаправки – дождь спутал карты многим пилотам. С этого года FIA ввела, кстати, еще одно новшество – официальную публикацию результатов взвешивания машин.

Первые десять автомобилей взвешиваются после каждой квалификации судьями, остальные команды предоставляют информацию после самостоятельного взвешивания. Это помогает примерно представить количество топлива в баках. Самые легкие машины оказались у Алонсо и Феттеля. Задумка была понятной – квалифицироваться как можно лучше, а после старта уходить в максимальный отрыв, чтобы к первому пит-стопу создать временной задел. Видимо, поэтому занявший в субботу второе место Фернандо, был не очень весел – испанец рассчитывал на поул, и в машину было залито минимальное количество бензина. В режиме пейс-кара расход топлива у болидов значительно меньше, чем в условиях гонки, но преимущество под дождем получали те, кто не поскупился на топливо, пожертвовав результатами квалификации. Феттелю повезло больше: если Алонсо после посещения боксов на пятом круге провалился на последнее место, то Себастьян решил остаться на трассе и после старта гонки сумел создать неплохой отрыв. После дозаправки и смены резины на 15-круге он опустился лишь на третью строчку, а позже вновь вышел в лидеры – когда в боксы отправились Батон и Барикелло.

Как известно, легче всего под дождем приходится лидеру – перед ним открытая трасса и относительно неплохая видимость. Преследователи же вынуждены ехать чуть ли не вслепую – на мокрой трассе болиды выбрасывают за собой кучу водяной пыли. Молодой новобранец Toro Rosso Себастьян Буэми чуть не лишил Феттеля победы, потеряв ориентацию в облаке воды на торможении перед одним из поворотов. Ничего не видя, он ударил тезку в правое заднее колесо. К счастью для немца, единственным пострадавшим стал сам Буэми, сломавший переднее антикрыло и повредивший отлетевшим куском заднее. Очень часто такие инциденты заканчиваются проколом колеса для впередиидущей машины, но, видимо, это был день Феттеля – немец продолжил гонку, как ни в чем не бывало. А вот Роберт Кубица шансов Ярно Трулли не оставил - BMW Sauber поляка на полном ходу влетела в Toyota итальянца, начисто срубив тому заднее антикрыло. Оба поплелись в боксы: Роберт – для замены переднего аэродинамического элемента, Ярно – для завершения гонки, машина восстановлению в короткие сроки не подлежала. На трассу снова вышел автомобиль безопасности, который четыре круга водил гонщиков, дав возможность маршалам гонки убрать обломки с асфальта. В это время испустила дух Ferrari Фелипе Массы – отказала электроника. Стоит вспомнить, что проблемы с электрооборудованием имел в Малайзии и Кими Райкконен: на тренировках задымила система рекуперации энергии, а в гонке под дождем сгорела изоляция KERS.

В итоге Феттель одержал вторую победу в карьере и первую для Red Bull. Марк Уэббер пришел к финишу вторым, обеспечив команде победный дубль. Наверняка, австралийцу обидно, что не он принес первое "золото" команде, которой отдал несколько лет жизни. Но не стоит забывать, что зимой Марк сломал ногу, и пока участвует в гонках с металлическим штифтом в ноге. Баттон стал в Китае третьим, упрочив лидерство в чемпионате. А четвертое место Барикелло позволило Brawn GP остаться в лидерах Кубка Конструкторов. Пришедшие пятым и шестым Ковалайнен и Хэмилтон смогли положить в копилку команды несколько очков. Стоит отметить, что англичанин атаковал всю гонку, совершал много обгонов, но несколько раз в пылу борьбы терял машину в разворотах. Замкнули призовую "восьмерку" Тимо Глок (Toyota) и Буэми. Единственная Ferrari Кими Райкконена доковыляла до клетчатого флага только на 10-й позиции. После трех этапов прославленная конюшня не набрала ни одного очка, как и записной аутсайдер чемпионата – Force India.

После трех этапов Д.Баттон набрал 21 очко; Р.Баррикелло – 15; С. Феттель и Т.Глок набрали по 10 баллов; М. Уэббер – 9.5; Я.Трулли - 8.5; Ник Хайдфельд (BMW), Алонсо Ковалайнен и Хэмилтон имеют в активе по 4 очка, Росберг – 3.5; Буэми – 3, его напарник Себастьян Бурдэ – 1 очко.

В зачете Конструкторов лидер - Brawn GP – 36 очков; Red Bull имеет 19.5 баллов, Toyota - 18.5; McLaren – 8; BMW Sauber, Renault и Toro Rosso - по 4 очка; Williams - 3.5.

Из Китая "Большой цирк" отправляется в Бахрейн, где уже в ближайшее воскресенье состоится четвертый этап. Гонка обещает быть чрезвычайно интересной. Не исключено, что в борьбу за победу может вмешаться кто-нибудь еще – команды не стоят на месте и постоянно разрабатывают для каждой гонки какие-то новинки. Вряд ли в расклад сил сможет вмешаться Ferrari, но Red Bull наверняка захочет развить китайский триумф – для этого есть все предпосылки, а уж когда Эдриан Ньюи подготовит новый диффузор, Brawn GP придется и вовсе несладко. Есть все предпосылки к тому, что в этом году титул разыграют гонщики именно этих двух команд. Хотя прогнозы – дело неблагодарное. Особенно, в этом сезоне.