На Дальнем Востоке в поселке Штыково на авиашоу сверхлегких летательных аппаратов собрались пилоты и конструкторы из Владивостока, Находки, Уссурийска и других городов Приморья. Дельталеты не только радовали зрителей на земле, но и показали все, на что способны в воздухе.

Такого оживления на взлетной полосе приморского городка Штыково не было уже давно. Взлеты и посадки летательных аппаратов, похожих дельтаплан, только с моторчиком, как у Карлсона, происходили почти каждую минуту.

Подготовка к взлету. От винта!.. И двухтактный мотор уносил на матерчатых крыльях ввысь пилота. Дельталет — полноценный вид транспорта, говорили участники слета сверхлегких летательных аппаратов. Но как бы конструктивно он ни походил на самолет, есть принципиальное отличие.

"Если взлетать на нем — ручку от себя толкаешь, на посадку — на себя. Все диаметрально противоположно", — рассказал об особенностях конструкции дельтапланерист Вячеслав Левша.

Воздушные бои

На авиашоу подводили итоги года, хвастались друг перед другом новой техникой. Летный сезон закрывали соревнованиями. Три вида программы: посадка на точность приземления, посадка с выключенным двигателем и бум-метание. Бомбардировка земной цели. Задачи почти как у военных летчиков.

"Дельталеты и придумывались же в военных целях. Они могут нанести серьезный вред противнику. Их не видно на радарах — шум небольшой", — поделился секретами президент Федерации сверхмалой авиации Приморского края Артур Шацких с ptr-vlad.ru.

К своим дельталетам пилоты относятся не только как к хобби. Летательные аппараты еще и транспорт. Многие в Штыково добирались своим ходом из других районов Приморья.

"Просто не превышал высоту в 150 метров. Выше уже борта летают. А так безопасно", — рассказал пилот-инструктор Евгений Шабуров.

Дельталет вместо иномарки

Сейчас в приморской Федерации сверхлегкой авиации чуть более 50 участников. Это объясняют не только технической сложностью увлечения, но и его дороговизной.

Средняя цена нового дельталета отечественного производства — 600−700 тыс. рублей. За такие деньги во Владивостоке можно прикупить неплохое авто бизнес-класса. Да и содержание аппарата удовольствие не из дешевых.

Дельталеты развивают скорость до 130 км/ч при среднем расходе топлива 12−13 л на 100 км. Бак рассчитан на 40 л, поэтому при хорошем попутном ветре можно полетать четыре часа, а то и больше.

Топливо летательные аппараты в основном предпочитают бензиновое. Двигатели на большинстве из них импортные, но есть и отечественного производства. Один, к примеру, сняли со снегохода "Буран". Вот только заводится такой "движок" через раз.

"Полеты лучше, чем секс"

"У нас пилоты уже в основном зрелого возраста, искренне преданные авиации. Я вот уже 30 лет в небе. Летал и на больших самолетах, но когда ушел на пенсию, понял, что расстаться с авиацией не смогу", — рассказал vvv.ru один из участников шоу Артур Шацких.

Опробовать технику предлагали всем желающим. Не за штурвалом, конечно, а на пассажирском сиденье. Полеты, как и любой другой технический вид спорта, дело не совсем безопасное, во всяком случае на 100% ее никто не сможет гарантировать. Те, кто летал, особого страха не испытывали: в комфортном кресле да еще и за широкой спиной опытного пилота опасности не ощущалось.

"Это лучше, чем секс", — признался после одного из приземлений Артур Шацких.