Риэлторы подготовили обзор самых популярных стереотипов и заблуждений о посредниках на рынке жилья «Все, что вы хотели знать о риэлторах, но боялись спросить».

Навряд ли кто-то из нас в детстве мечтал стать риэлтором. В СССР, как мы помним, институт частной собственности отсутствовал – то, как проворачивались операции с недвижимостью, очень хорошо показано в фильме «По семейным обстоятельствам» - «у меня есть две кофточки с окнами на юг». Профессия маклера была вне закона. При этом предполагалось право граждан на обмен жилья – фигурировала такая неофициальная ставка за «обмен с доплатой» в 250 рублей за квадратный метр.

С приватизацией появилась возможность обменять жилье на деньги. Тогда же начался формироваться и пласт посредников в сегодняшнем его понимании. В начале 90-х в профессию шли те, чей труд стал катастрофически низко оплачиваться: инженеры, милиционеры, учителя.

Сделай сам!

По опыту агентства недвижимости DOKI, в России до 20% риэлторов составляют те, кто сам удачно продал квартиру. А элитной недвижимостью вслед за США полюбили заниматься жены представителей истеблишмента. Это объясняется вполне банальной причиной: наличием связей и свободного времени, которое нужно чем-то заполнить.

«Тайные знания»

Что подразумевает риэлторский труд? В первую очередь, конечно, речь идет о навыках общения с клиентом. Львиную долю работы составляет именно умение договориться. Люди обращаются к риэлторам, потому что их пугает необходимость взаимодействия с госаппаратом, они не знают рынок и уровень цен, а также тогда, когда их интересует компетенция конкретного риэлтора. Тем не менее, при кажущейся сложности работать риэлтором может любой, кто умеет или готов научиться улыбаться, считает Леонид Меньшиков, генеральный директор агентства недвижимости DOKI.

С одной стороны, услуга, по мнению Леонида Меньшикова, характерна для развитого общества, с другой, наличие класса посредников порождает бюрократия. Наши люди готовы платить за продукты материального мира, но не за знания и опыт. Либо наоборот – за «тайные знания», потому что у агентов есть «своя база» квартир». Как только этот туман рассеивается и клиент осознает, что «он и сам так может», он начинает чувствовать себя чуть ли не обманутым.

Риэлтор должен зарабатывать много/мало (подчеркните правильный вариант)

Всех клиентов можно условно разделить на две группы: первые считают, что риэлтор ничего такого особенного не делает и поэтому должен получать копейки. Другие же уверены, что чем больше размер комиссии – тем более качественную услугу они получат на выходе. Истина, как водится, где-то посередине.

Высокий процент комиссионных (6%) обусловлен не аппетитами и жадностью агентств недвижимости, а идеей безубыточности бизнеса, ведь, по статистике, из 10 звонков удается заключить лишь 3 договора.

Ещё одно заблуждение - считается, что риэлторские услуги – высокодоходный бизнес. На самом же деле, ни один «сервисный» вид деятельности по определению не может быть высокодоходным. Это всего лишь добавочная стоимость к продукту. О том, кто и как много зарабатывает в этой сфере, мы расскажем в следующих наших материалах.

Никто не знает, сколько в Москве риэлторов

Поскольку лицензирование и прочее госрегулирование этого сегмента бизнеса не ведется, никто не знает, сколько в Москве риэлторов. Для чего нужно это знание? Чтобы просчитать отрасль. Так, например, в США есть данные о том, какое количество риэлторов требуется на 1000 домов.

«Арендники» и «продажники»

Как правило, большинство риэлторов работает только на одном рынке – арендном или продажном. У этого есть свои минусы и плюсы. Во-первых, традиционные сезонные пики на этих рынках не совпадают. Во-вторых, как показала осень 2008 года, когда потенциальные покупатели отказались от приобретения жилья, до 30% из них перешли в разряд арендаторов – жить-то где-то надо!