С горем пополам и собственники, и квартиросъемщики привыкли к тому, что жилой фонд теперь обслуживается той или иной управляющей компанией. Кому-то повезло: управдом работает как часы, зовет на собрания, отчитывается о расходах. А у кого-то действует в «фоновом режиме»: деньги собирает, а работать и не думает. Как заставить таких управленцев предоставлять жильцам отчет?
Поскольку работодателями управдомов являются именно жильцы, они имеют полное право потребовать от управляющей компании полного отчета о расходе собранных средств. Правда, до недавнего времени не было закона, предписывающего, как именно, в какой форме и в каком объеме должна предоставляться такая отчетность. Но в конце 2010 года вышло Постановление Правительства РФ № 731*, которое, по словам депутата Госдумы Галины Хованской**, повергло в шок недобросовестных управляющих.
Именно это постановление, если активные собственники квартир начнут его использовать, способно повлиять на существенную статью расходов в платежке, а именно на абстрактные расходы на «содержание и ремонт», обслуживание лифтов, мусоропроводов, домофонов, оплату услуг консьержа и прочее, и прочее. Словом, жильцы могут регулировать эти статьи расходов сами, в отличие, скажем, от тарифов на ресурсы, которые предписаны «сверху» и никак не могут быть уменьшены по воле потребителей. Регулировать самостоятельно можно только объем потребляемых ресурсов, и то не всех (воду, электричество – да, тепло – нет).
«Оружие в руках потребителя есть. Нужно его уметь правильно применять. И нужно желание», – уверена Галина Хованская. В принципе, наверняка в любой многоэтажке найдется юрист или другой толковый человек, способный прочитать текст постановления и выяснить, действует его управляющая компания по закону или нет.
Как быть с управляющими компаниями «от застройщика»? Может ли 731-е постановление повлиять на них, ведь, как правило, их клиентами являются еще даже не собственники, а дольщики?
Действительно, огромный процент нарушений фиксируется в новостройках (о примере борьбы с недобросовестными управдомами-строителями «Собственник» писал здесь). Галина Хованская обнадеживает: «Требовать раскрытия информации, из чего складываются расценки, может любой потребитель услуги, а не только собственник помещения».
Если не устраивает не только цена, но и качество услуг, придется добиться от представителей управляющей компании составления соответствующего акта. Без акта не помогут даже обращения в жилищную инспекцию. Если управляющая компания ни в какую не хочет контактировать с потребителем – прямая дорога в районную прокуратуру. Кстати, есть реальные случаи, это помогает.
Каким образом заставить управляющую компанию раскрыть информацию о формировании расценок на свои услуги?
К раскрытию информации управдомов теперь принуждает закон и… штрафы. «Спасибо законодателям, норма штрафов очень жесткая – от 100 до 500 тыс. руб. с организации», – говорит Иван Болтенков, первый заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Штрафуют как за отсутствие отчета в публичных источниках информации, так и за неправильно составленную отчетность (не по предложенному стандарту), за сокрытие информации и заведомую неправду.
По закону, управляющие организации обязаны опубликовать отчет о расходовании средств и формировании тарифов на свои услуги и коммунальные ресурсы за истекший год в СМИ, а также на сайте компании (если есть), на сайте управы или городской администрации (если есть), на информационных стендах и стойках помещения, где располагается УК. Кроме того, они обязаны информировать жильцов по запросу, поданному в письменной или электронной форме. Причем в интернете отчет должен находиться не менее 5 лет с момента публикации.
В Петербурге решено также все отчеты публиковать на сайте Комитета по тарифам и в «Вестнике Комитета по тарифам»; управляющую организацию можно будет найти по ИНН, а по гиперссылке перейти на полный текст отчета.
В Москве отчеты выложены на сайте Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы. Кроме того, здесь есть Единый реестр управляющих организаций с указанием телефонов и электронных адресов руководителей УК.
Что делать с полученной информацией?
Как минимум вычленить из нее данные о тарифах и сопоставить с платежками. Кроме того, прочитать, на какие работы были выделены средства, судя по отчету, и опять же сопоставить с реальным состоянием дел. Например, если было потрачено 2 млн руб. на оборудование парковки, а она так и не появилась или ее состояние не дает поверить в то, что были потрачены именно такие деньги, – это повод составить запрос в управляющую компанию. На письменный запрос должны ответить в течение 20 дней, на электронный – в течение двух суток.
Полный текст постановления.
* Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
** Видеомост Москва – Санкт-Петербург с участием Галины Хованской и Ивана Болтенкова состоялся 16 февраля 2011 года в РИА «Новости».
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Недвижимость
- →
- Закон
- →
- Закон заставил управдомов отчитываться
Закон
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат