Несмотря на то, что процесс изъятия государством невостребованных земельных долей у частных собственников пока идет не слишком активно, владельцам земельных участков все же не помешает знать, как именно по закону должен происходить процесс изъятия и как сохранить свою землю, если она была признана невостребованной.

Доказательства невостребованности

К законодательным актам, регулирующим оборот земель сельскохозяйственного назначения, относится в частности федеральный закон № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 данного нормативного правового акта, невостребованной земельной долей может быть признана доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ от 21 июля 1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными.

Однако земельная доля может быть признана невостребованной, если сведения о собственнике не содержатся в соответствующих актах органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, изданных до вступления в силу федерального закона № 122-ФЗ. Невостребованной может стать доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Изымаем "по уму"

В законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения прямо описывается процедура изъятия невостребованной земельной доли, а именно:

- органы местного самоуправления обязаны составить списки лиц, чьи земельные доли могут быть признаны невостребованными по основаниям, изложенным в пунктах 1,2 статьи 12.1 закона;

- публикация таких списков производится органами самоуправления в СМИ, а также на своем официальном интернет-сайте (при его наличии) в срок не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования, где обнаружены невостребованные земельные доли.

Формула протеста

Если собственники считают, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, то они вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности. Они также могут заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

По прошествии срока, отведенного на публикацию списка и предъявления возражений относительно невостребованности долей, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

К сведению землевладельцев

Следует обратить внимание на тот факт, что статья 12.1 закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не предусматривает какой-либо компенсации собственнику в случае, если невостребованная земельная доля будет изъята. Единственный механизм защиты права собственности - это отстаивание своих прав в судебном порядке, либо в досудебном, когда собственник может представить соответствующие возражения относительно необоснованного включения земельной доли в категорию невостребованных.

В любом случае собственникам земельных долей рекомендуется проверить какими документами зафиксировано их право собственности, есть ли соответствующие свидетельства о регистрации права собственности или акты органов местного самоуправления, где данные лица фигурируют в качестве собственников земельных долей.