Стихийные бедствия, к сожалению, предсказать крайне сложно и уж тем более невозможно полностью застраховаться от них, ведь стихия ударяет неожиданно и может иметь крайне разрушительные последствия. Если в результате чрезвычайных обстоятельств люди потеряли свое жилье, на что они могут рассчитывать и как должны действовать, чтобы получить новое жилье?

Закон против стихии

Россияне, жилье которых было разрушено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийного бедствия, имеют право на получение нового жилья на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Средства для компенсации ущерба пострадавшим собственникам выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Гражданам, потерявшим жилье в результате стихийного бедствия, выдаются жилищные сертификаты на получение нового жилья взамен утраченного.

Далее по списку

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, где случилось стихийное бедствие, а именно правительства (администрации) данного субъекта – составляют списки пострадавших собственников для выдачи им жилищных сертификатов.

Пострадавшие могут обратиться также в межведомственную комиссию, которая создается в пострадавшем регионе для ликвидации последствий крупных стихийных бедствий. В нее входят представители администрации субъекта, МЧС РФ, МВД РФ и т.д. В задачи комиссии, кроме всего прочего, входит разъяснение и оказание содействия при обращении граждан за получением социальных выплат, компенсаций и т.п.

Для включения в списки на получение жилищного сертификата пострадавшие должны представить в правительство (администрацию) субъекта РФ следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления (глав, администраций населенных пунктов, городских округов), подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.

Законом не установлен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить указанные документы.

В случае если в результате стихийного бедствия человек утратил документы, удостоверяющие его личность, ему надлежит обратиться в правоохранительные органы и/или миграционную службу с заявлением о выдаче нового паспорта. Как правило, в данных обстоятельствах выдача нового паспорта происходит в сокращенные сроки. На период изготовления нового паспорта, пострадавшему собственнику выдается справка, с которой он может обращаться с заявлением о включении в списки пострадавших. В данном случае, справка будет являться иным документом, имеющим юридическую силу.

В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также людей, которые по состоянию здоровью не способны участвовать в процедуре оформления документов, жилищные сертификаты могут быть выданы их опекунам и попечителям.

О размерах не спорят

Необходимо отметить, что те пострадавшие собственники, которым была выплачена денежная компенсация, государственные жилищные сертификаты не выдаются.

Действующим законодательством также предусматривается выдача только одного жилищного сертификата. Таким образом, если человек был владельцем нескольких квартир и лишился их в результате бедствия, ему будет выдан только один сертификат.

Размер предоставляемого жилого помещения соответствует понятию «социальной нормы» и составляет: 33 квадратных метров для одиноких граждан, 42 квадратных метров на семью из 2 человек и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Жилье вам в помощь

Обладатель жилищного сертификата подает в правительство (администрацию) субъекта по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения.

Данный уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения заявления и сертификата, выделяет пострадавшему собственнику жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда.

При этом если предоставление жилья пострадавшему собственнику невозможно, он имеет право на приобретение жилого помещения общей площадью не ниже учетной нормы, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае пострадавший получает единовременную социальную выплату, соответствующую цене сделки купли-продажи жилого помещения. Для этого он должен подать оригинал жилищного сертификата и заявление на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья в соответствующий департамент, отдел администрации (правительства) субъекта РФ осуществляющий реализацию жилищной политики в регионе.

Однако покупка жилья в этом случае может быть затруднительной. Не каждый продавец согласится на сделку с привлечением жилищного сертификата, хотя бы потому, что процедура выделения средств разбита на несколько этапов.

Сначала местный орган исполнительной власти, в срок не позднее 15 дней с даты обращения пострадавшего, направляет в Министерство финансов Российской Федерации его оригинал государственного жилищного сертификата и заявку. В свою очередь Минфин РФ в срок, не превышающий одного месяца с даты получения указанных документов, перечисляет средства на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации. Затем в течение 20 дней деньги уже перечисляются на банковский счет продавца. То есть в общей сложности продавцу придется ждать своих денег около 2 месяцев.

Стоит отметить, пострадавший собственник, получивший жилищный сертификат имеет право приобрести жилое помещение большей площади, чем это указано в сертификате. Однако в этом случае разница в стоимости возмещается за счет его личных средств. При этом важно знать, что сумма, подлежащая выплате, рассчитывается с учетом средней стоимости 1 квадратного метра в пострадавшем регионе, установленной Минрегионом.