Тарифы на услуги ЖКХ в апреле 2010 года показали уверенный рост, обогнав с начала года в 3,5 раза показатели инфляции. «Коммуналка» дорожает ежемесячно при том же уровне и качестве. С Нового года оплата коммунальных платежей вырастет еще на 15%. Президент России призывает не допустить расширения масштабов бедствия в этой сфере.

Президент России Дмитрий Медведев призвал бороться с расточительностью в сфере ЖКХ, применять для этого нестандартные подходы и «мозги включать». «Состояние коммунальной инфраструктуры у всех у нас вызывает очень серьезную озабоченность. По экспертным оценкам, свой норматив и срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства», - сказал Медведев на заседании Госсовета, который состоялся во вторник. Глава государства считает, что «если сейчас этим не заняться, то через 5-7 лет наступит катастрофа».

Напомним, что к проблемам ЖКХ и ее системной модификации и реформированию президент России обращается вторично. В конце марта этого года Дмитрий Медведев пригрозил увольнять муниципальных руководителей, которые превышают свои полномочия и применяют «левые» схемы начисления «коммуналки». Тогда же было решено забрать у муниципалитетов право регулировать тарифы и передать их в фактически «ручное управление» правительству.

Эксперты, опрошенные ВЗГЛЯД-Недвижимостью, высказали свое мнение насчет этой проблемы и назвали наиболее «уязвимые» и сложные места ЖКХ. «Надо сказать, что власти правильно определили главного «врага» - муниципальные власти, которые, пользуясь фактической свободой в сборах за услуги ЖКХ, быстро придумали разные «схемы» для личного сверхобогащения, - говорит председатель московского ТСЖ Евгений Чирков. – Создаются и ГУПы, и частные фирмы, которые «футболят» друг другу некие «основания» и мифические «контрольные» функции, а на конце мы все имеем дикие платежки. На самом деле, эта элементарная цепь посредников, которую создают сами чиновники на разных уровнях».

На сегодняшний день, согласно отчетности Росстата, рост тарифов на услуги ЖКХ по-прежнему существенно опережает инфляцию. С начала года цены на «коммуналку» росли в 3,3-3,5 раза быстрее инфляции. В тот же период прошлого года «скорость опережения» инфляции была выше в 2,8 раза. Получается, что те, против которых объявлена «война», смогли повысить свои личные доходы на счет всех потребителей ЖКХ, говорит Чирков.

Коммунальные платежи – больное место для всех граждан, и от роста расходов зависит благополучие миллионов семей. То есть, коммунальные расходы вполне можно рассматривать как «абсолютно самую значимую социальную проблему сегодняшнего дня», говорит Евгений Чирков.

Способов обмана жильцов в оплате коммунальных платежей немало, а самым распространенным специалисты в УБЭП ГУВД Москвы считают расчеты и тарифы на воду. Жильцам коммунальщики выставляют так называемую «повышенную норму потребления», которая должна засчитываться только для домов, которые не имеют приборов учета водопотребления. А сами коммунальщики расплачиваются с Мосводоканалом по «усредненному тарифу», который намного ниже. Следователи говорят, что нередки случаи, когда стоимость этой услуги различается в 3–5 раз. Однако, поймать за руку жуликов «от коммуналки» очень сложно.

Второй распространенный способ «сбора» «лишних» денег – выписка ДЭЗами давно отмененного единого земельного налога.

Отдельная статья мошенничества – это счета за электроэнергию. Как у кого работает счетчик – не известно никому. Коммунальщики делают просто – снимают показания сегодня и выставляют счет, а затем, через 2–3 месяца жильцы получают письмо о «перерасчете тарифа», опять-таки задним числом. В результате «просят» доплатить за потребленную и уже один раз оплаченную энергию еще раз. Таким образом, каждый москвич переплачивает за электроэнергию до 90-100% ежегодно.

Еще один способ – простые арифметические «ошибки» в квитанциях, только в «плюс» поставщику услуг. Даже в случае обнаружения любой такой ошибки доказать что-либо практически нереально. «Проверить работу какого-нибудь ЖСК или ТСЖ практически невозможно, – сказали ВЗГЛЯДу в Службе судебных приставов Западного округа Москвы. – Считается, если люди платят за жилищно-коммунальные услуги больше – значит они на это согласны. Государство в такие «частные взаимоотношения» старается не вникать. Хотя по закону ответственность за деятельность председателя и того же бухгалтера ТСЖ несут жильцы».

Заметим – эти наши «переплаты» не исчезают в высоковольтных проводах и трансформаторных будках. Деньги идут в чьи-то карманы, превращаясь затем в подмосковные дворцы и в «толкучку» Роллс-Ройсов в столичных пробках.

«По очень приблизительным подсчетам, семья, проживающая в стандартной двухкомнатной квартире и состоящая из трех человек, в год переплачивает за «лишних» 1,5–2 месяца», – сказала газете ВЗГЛЯД аудитор столичной компании Ольга Свиридова.

«Фактически это означает, что муниципалитеты не очень-то обращали внимание все прошлые годы на призывы федеральной власти реформировать ЖКХ, отдав предпочтение элементарному жульничеству с ними, – говорит ВЗГЛЯДу директор консалтингового «Бюро информационной поддержки инвестиций» Виктор Щербаков. – Схема действий проста, как апельсин: между поставщиком услуг и потребителем образовывается дополнительная структура, якобы оказывающая какие-то «специальные услуги» по «коммуналке» населению. А на самом деле она не делает вообще ничего, а зачастую не имеет даже офиса. Зато туда идут наши деньги».

Напомним, что с января 2010 года федеральные власти решили передать муниципалитетам права на определение тарифов, установив, правда, на федеральном уровне «потолок» на уровне 25-процентного роста в год.

«А какой смысл муниципалитетам было вообще что-то делать, когда почти 90% всего коммунального хозяйства страны находится в самой последней точки выработки своего ресурса, – считает независимый эксперт рынка Олег Гончаров. – В местных бюджетах нет средств на глобальную модернизацию, как нет их и в федеральном бюджете. Если на то, чтобы кардинально сломить ситуацию, банально нет денег, то остается одно – воровать».

Как сообщала ранее директор департамента ЖКХ Минрегиона Ирина Булгакова, ведомство разрабатывает новые критерии реформирования и финансирования ЖКХ, которые подразумевают привлечение частных инвестиций в эту отрасль.

«Частные инвестиции в ЖКХ при сохранении тех же принципов и системы окупаемости могут случиться только под угрозой расстрела, – считает Виктор Щербаков. – Вкладываться в то, что принесет прибыль через не один десяток лет, – это утопия для любого бизнесмена. Единственный вариант – это госинвестиции. Нет их – надо искать. Перекладывать все проблемы на граждан – это означает много большие риски, чем просто расходы больших денег на реформу ЖКХ».

«Сегодня более 4,5 млн граждан в России проживает в ветхом или аварийном жилье, причем мы с вами понимаем - эта цифра занижена», - сказал президент России на заседании Госсовета. При этом он добавил, что если будет названа реальная цифра, то «масштабы бедствия будут еще больше». «По тем данным, которыми мы располагаем, в капитальном ремонте нуждается до 40% жилых домов», - сказал Дмитрий Медведев, подчеркнув, что эта цифра также требует окончательной оценки. При этом, как отметил глава государства, не выработано до сих пор долгосрочное решение по механизмам финансирования капитального ремонта и не определены источники средств на ремонт.

«Люди при этом должны быть уверены, что деньги, которые они собирают, пошли на ремонт и благоустройство именно их дома, а не были тонким слоем размазаны по беспредельного размера коммуналке в том или ином населенном пункте или просто потрачены не по назначению», - сказал Дмитрий Медведев.