Случается, что самые незыблемые компании внезапно идут ко дну, как это на днях случилось с туристической фирмой «Нева». А ведь всегда есть признаки, которые ясно свидетельствуют, что дела у компании идут плохо. Важно вовремя их распознать.
Вот несколько явных сигналов, которые могут означать, что ваша компания прекратит деятельность, закроет офисы и распустит сотрудников.
Когда Джонатан Катлер летом 1999 года пришел на работу в компанию eToys, он мечтал остаться в ней навсегда. eToys, продавец игрушек со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе, оказалась одной из самых перспективных технологических компаний эпохи «доткомов».
«Это было невероятно», — вспоминает он, — чистейшей восторг, и я мог быть в индустрии и компании, которая росла на моих глазах».
Менее чем через два года компанию закрыли, и Катлер искал работу. Как и многие веб-бизнесы в то время, eToys не приносил операционной прибыли, что отпугнуло инвесторов. Вы же помните крах доткомов?
Катлер узнал, что дела идут плохо, за несколько месяцев до закрытия фирмы — настроения в офисе были упадническими, людей увольняли, но он оставался, пока тоже не получил расчет и с чувством безысходности в последний раз вышел за дверь офиса.
«Мы все чувствовали себя побежденными, — говорит Катлер. Сейчас он руководит JCUTLERMediaGroup, это коммуникационное агентство, которое он основал в 2006 году. — Мы проливали пот, кровь и слезы и действительно верили в то, что делаем».
История Катлер знакома и другим менеджерам. Многие в прошлом могучие компании, такие как Blockbuster, Compaq, Enron (это всего лишь начало длинного списка) тоже навсегда закрывали свои двери, становились добычей конкурентов, внезапно оставляя своих сотрудников безработными и растерянными.
Совсем недавно культовая американская сеть кондитерских CrumbsBakeShop ошеломила работников и покупателей, объявив, что с 7 июля прекращает работу. На следующий день двери пекарни на 42-й улице в Нью-Йорке были закрыты, и витрины погасли.
Часто плачевное состояние компании очевидно, хотя сотрудники могут не догадываться, что у нее серьезные проблемы, которые грозят разорением. Но есть несколько признаков, которые позволяют понять, что ваша контора вот-вот всплывет кверху брюхом.
Упущенные возможности измениться
В 2001 году Джульетта Погосян получила работу мечты в ContessaPremiumFoods, компании, базирующейся в Калифорнии и торгующей морепродуктами.
Она отвечала за запуск направления замороженной продукции. К 2007 году оно приносило 50% доходов транснациональной компании.
Сначала Погосян жила припеваючи. Она перемещалась по стране на частном самолете, тратила кучу денег, и ее подразделение росло бешеными темпами.
Затем наступила «Великая Рецессия». В 2009-2011 годах около половины сотрудников Contessa Premium Foods были уволены. Компания резала расходы, такие как пенсионные взносы, бесплатный кофе в офисе и другие льготы.
Contessa столкнулась с проблемами по нескольким причинам. Одна из них, как считает Погосян, состоит в том, что компания не успела измениться вместе с отраслью.
Во время экономического спада все больше ресторанов стали предлагать замороженные блюда. Люди, которые хотели экономить на посещении ресторанов, отправлялись в заведения более низкой ценовой категории.
Всего за четыре года доля Contessa на рынке замороженных продуктов упала с 80 до 25%. Совокупность проблем привела ее к продаже в 2011 году частной акционерной компании.
«Мы были лучшими в своем сегменте, но все эти топовые рестораны в результате сделали нас неконкурентными, — говорит она. Мы не менялись, мы не были лучшими, мы не были новаторскими».
Игнорирование революционных сдвигов в отрасли не уникально для пищевых компаний. Американская сеть видеопроката Blockbuster лишилась бизнеса отчасти потому, что такие компании, как Netflix начали продавать потоковое видео по запросу.
«Это технологический сдвиг, который люди осознали только после того, как он случился», — говорит Мелисса Сонберг из McGill University в Монреале.
Отрицательная динамика
К 2009 году Погосян заметила и другие признаки того, что не все благополучно.
Производство падало. Компания перешла с пятидневного на трехдневный цикл работы, затем сократила его до двух и в конце концов до одного дня. Производство больше не восстановилось.
«Когда я увидела, что производство падает, и ситуация ухудшается, а не улучшается, я поняла, что у компании серьезные проблемы», — говорит она.
Еще один признак, который указывает, что причины трудностей компании лежат вне экономического спада, это то, что ущерб несет только одна компания. Если ее конкуренты процветают и экономика растет, то, скорее всего, болен бизнес одной отдельно взятой компании.
Измельчание денежного потока
В качестве одного из партнеров лондонской компании KPMG, которая специализируется на реструктуризации бизнеса, Роджер Байли сделал карьеру на выявлении проблемных фирм. Он считает несомненным признаком, который указывает на плачевное состояние дел, пресечение денежного потока.
«Деньги правят миром, — говорит он. Если фирме не хватает денег, чтобы держаться на плаву, она точно пойдет ко дну».
Отсутствие денежного потока не всегда проблема неудачников, — говорит Байли. Многие перспективные быстрорастущие компании также схлопываются, потому что у них недостаточно денег для расширения.
«Бизнесу может не хватать наличности и когда он растет, и когда сокращается. Это касается не только выручки. Это вопрос того, что реально происходит в компании».
Проще всего отслеживать денежный поток публичных компаний, так как они отчитываются о доходах, прибыли и доходных статьях. Начните с изучения ежеквартального отчета о движении денежных средств. Этот документ показывает, откуда деньги приходят и куда уходят. Вы захотите увидеть, что в бизнес приходит больше денег, чем уходит из него, — говорит Байли.
Нехватка денег стала одной из основных причин, почему eToys схлопнулся, рассказывает Катлер. В течение года она пришла к банкротству, несмотря на то, что приносила миллионы долларов выручки. Но компания быстро развивалась и была ограничена в средствах. «Ирония в том, что компания развивалась без денег и не могла привлечь дополнительное финансирование. Даже с такой выручкой она не могла преуспеть», — объясняет он.
Неприятные слухи
Когда компания подает признаки скорого краха, люди со стороны начинают поговаривать об этом. Так рождаются слухи», — рассказывает Сонберг.
Если вы приходите на вечеринку и вдруг слышите, как люди обсуждают дела вашей компании, это повод задуматься, что действительно с ней происходит.
Слухи могут разрастаться до невероятных размеров. Вы можете слышать странные замечания ваших конкурентов вроде того, что они не ожидали вас увидеть на конференции по продажам. Если это случается, подумайте, что могут знать конкуренты и на чем основывают свои домыслы, и чего пока не знаете вы, советует Сонберг.
Когда покидать тонущий корабль
Прыгать ли за борт при первых признаках шторма, зависит от сотрудника. В некоторых случаях в период потрясений можно получить существенное повышение, особенно если ваш начальник все-таки сбегает.
Погосян, которая покинула компанию только в 2013 году и сейчас трудится в качестве эксперта и консультанта по управлению поведением, осталась после того, как Contessa перешла в новые руки, и приняла на себя часть новых обязанностей.
Катлер был предупрежден за месяц о том, что eToys прекратит работу. Это дало ему время на то, чтобы найти новую работу и сэкономить немного денег.
Чтобы вы ни выбрали, лучше знать, что происходит, говорят те, кто прошел через агонию компании.
«Когда у вас есть четкое представление о том, куда движется фирма, к лучшему или худшему, — это преимущество, — говорит Катлер. Оно дает время, чтобы осмыслить сделанное и эффективно спланировать следующий шаг».
Ирина Силачева, специально для E-xecutive.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Продажи
- →
- Как понять, что компания идет ко дну
Продажи
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Как понять, что компания идет ко дну
Из выпуска от 21-07-2014
рассылки "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа
Автор: