Поводом для написания этой статьи стали недавние переговоры с потенциальным клиентом. Кое-что из сказанного менеджером по маркетингу этой компании навлекло на размышления: насколько правильно и честно digital-агентства работают над проектами своих заказчиков.

Привычка тратить много

Для затравки опишу ситуацию. Крупная строительная компания решила уйти от своего подрядчика, довольно известного в наших кругах агентства, и найти новых исполнителей по направлению SMM. Причины ухода неважны, в любом случае это не бюджет на ежемесячное продвижение в сетях, хотя бюджет Матик оказался «гораздо меньше» - насколько, не знаем - того, что заказчик платил до этого.

Строители выделяли энную сумму, скорей всего более 100.000 рублей в месяц, на SMM. На что уходили эти деньги? Значительную часть суммы бывший подрячик пускал на контекстную рекламу в сетях. Реклама была основным, возможно, единственным инструментом привлечения подписчиков в сообщество на Facebook.

Интересно, что с клиентом не было оговорено, как именно будут расходоваться деньги. Стройфирма просто выделяла бюджет, а агентство распределяло его по собственному «экспертному» усмотрению. С самого начала было решено, что расходы на контекст будут и они будут большими.

Поймите меня правильно, я не против контекстной рекламы в сетях. Однако прежде чем навязывать клиенту дорогостоящие методы продвижения, нужно исчерпать возможность всех бесплатных и недорогих инструментов. Неправильно изначально закладывать в бюджет по SMM огромные суммы только потому, что заказчик располагает деньгами.

Я сторонник того, чтобы в бюджетах на SMM разделять толстой чертой два направления работы: администрирование сообщества и привлечение подписчиков. Нельзя смешивать их в один коктейль и таким образом навязывать клиенту ежемесячные крупные расходы, которые влечет за собой любая реклама. Клиент имеет право видеть, сколько денег уходит на контекст и соответственно снижать свои расходы на него.

Далеко не всегда требуются ежемесячные расходы на контекстную рекламу в сетях. Когда бюджет состоит из двух частей, заказчик может в любой момент «отключить» вторую часть (продвижение) и оставить базу - администрирование и развитие сообщества.

Почему я так считаю? Потому что в SMM действительно много инструментов, которые гораздо дешевле, но не хуже контекстной рекламы, когда нужно привлечь подписчиков. Когда агентство сходу закладывает перманентные расходы на контекст, оно расслабляется и не использует другие каналы продвижения.

Так и было в приведенном мной примере. Мы сразу обратили внимание, что на сайте стройкомпании нет ни одной иконки социальных сетей. Ни одной ссылки на их страницы. Это нонсенс, особенно при таком бюджете. Внедрение иконок на все страницы - это 10 минут и 0 рублей работы администратора сайта. После этого ссылки начнут привлекать свой ручеек постоянных посетителей и новых подписчиков.

Прежде чем рисовать 6-тизначные бюджеты и хвастать оборотами агентства, постарайтесь использовать самые базовые и доступные способы продвижения сообществ. Контекстная реклама никуда не денется, ее всегда можно подключать в оперативном режиме по мере необходимости.

Хороший результат при малых тратах. Чек-лист.

Редкий клиент в курсе, какие бесплатные и недорогие каналы существуют для привлечения подписчиков. Это не какие-то факультативные способы. Это база, которую нужно построить в любом случае. Так почему бы не начать с нее прежде, чем тратиться на рекламу?

Специалисты наверняка знают об этих способах, но либо им неинтересно ими пользоваться, когда в руки идет большое бабло, либо в суматохе рутины часть из них ускользает от внимания и забывается. В таком случае прошу использовать эту главу в качестве чек-листа при начале работы над любым SMM-проектом.

Суть этих пунктов в том, что они отвечают за SMO, социальную отимизацию сайта. А сайт - это основа любой кампании веб-маркетинга. Плясать всегда нужно от сайта, чем бы агентство не занималось: контекстом, SEO, SMM или классическим пиаром. Если исполнитель занимается сайтом по остаточному принципу, то он плохо знает свою работу.

Иконки соцсетей

Установите на всех страницах сайта на видном месте иконки соцсетей, где присутствует компания. Иконки должны быть активными ссылками, ведущими к сообществам.

Иконки сетей на сайте караоке-клуба «Бурлеск»

Это самый элементарный метод привлечения подписчиков. Однако он используется не всеми. Иногда компания путает ссылки на свои сообщества с иконками «Мне нравится». Долгое время на сайте известной компании «Совтрансавто» отсутствовали ссылки на их представительства в Facebook и Twitter. Пришлось отдельно объяснять различие между двумя видами плагинов.

Иконки соцсетей

Плагины «Мне нравится»

Плагины привлекают на сайт и сообщества компании дополнительный трафик. Их следует размещать возле информационных материалов: статей, новостей, фото и видеоальбомов. Также не помешает размещение на всех страницах сайта, если кто-то пожелает отметить весь сайт как понравившийся.

Не рекомендуется «лепить» плагины везде, где можно, например в описании услуг или под контактными данными. Посетители предпочитают делиться интересными и познавательными, а не рекламными материалами.

Мы советуем устанавливать русскоязычные версии плагинов. «Мне нравится » и «Поделиться» лучше, чем «Like» и «I recommend». Русские переводы абсолютно адекватно отражают суть и назначения плагинов, в то время как оригиналы понятны не всем.

Плагины комментириев

Социальные сети позволяют комментировать материалы на сайтах с помощью специальных плагинов. И также следует размещать под информационными материалами для привлечения дополнительного внимания и трафика.

Иконки для комментирования на сайте журнала Forbes.

Рассылка приглашений

Инструмент, который используется чрезвычайно редко даже профессионалами. Речь о рассылке приглашений стать подписчиком по корпоративной базе данных. У каждой компании есть или должен быть список мейлов всех подрядчиков, партнеров и, возможно, клиентов, если бизнес позволяет.

Существует два способа устроит рассылку: напрямую и через соцсеть. Например, на Facebook можно загрузить БД мейлов в формате .csv

Рассылка приглашений

Более «солидный» метод - рассылка своими силами. Составляется в фирменном стиле официальное приглашение от компании и рассылается по той же базе. В этом случае компания лишается опасений, что контактные данные контрагентов и покупателей «попадет в интернет». Официальное приглашение в корпоративном дизайне, написанное простым и дружелюбным языком, даст отличный эффект.

Мы рекомендуем использовать оба способа, сначала разослав приглашения через соцсеть, а спустя некоторое время сформировать собственную рассылку.

Подпись в письмах

Еще один простейший, абсолютно бесплатный, но крайне непопулярный безо всякой причины метод. Обяжите сотрудников, которые часто переписываются с партнерами, клиентами и подрядчиками, внедрить в подпись ссылки на корпоративные аккаунты. Поможет делу небольшой сопроводительный текст:

Наша компания в соцсетях. Информация, помощь и специальные предложения подписчикам.

В этом тексте должно кратко и доходчиво поясняться назначение официальных сообществ, акцентируется польза, которую они приносят своим подписчиком.

Офлайн материалы

Работая в интернете, не забываем про материальный мир. Аналогичные упоминания и ссылки (точнее, URL) сообществ рекомендуется разместить на всех промо-материалах, бланках, объявлениях в офисе и упаковке.

Новости компании

Все мы знаем, как сложно придумывать новости в регулярном режиме, особенно когда в компании «ничего не происходит». Но почему-то многие забывают написать текст об открытии сообществ в соцсетях. Такая новость, особенно при наличии рассылки обновлений сайта, поможет привлечь Лайки. Распишите в новости все особенности сообществ и те выгоды, которые получает каждый драгоценный подписчик.

Приглашение сотрудников

Как многие из сотрудников компании в курсе о существовании официальных сообществ компании в сетях? Разошлите новость по корпоративным мейлам, повесте объявление в курилке и на кухне, предложите коллегам подписаться, чтобы... Включите свою фантазию и профессионализм, чтобы раскрыть преимущества подписки на обновления аккаунтов. Когда у вас появится ясное понимание «зачем», вам не составит труда прилумать еще несколько простых и дешевых способов привлечения читателей.