Количество легальной рекламы товаров и услуг в спаме в 2013 году уменьшилось, в то же время выросло число мошеннических и вредоносных сообщений, а также так называемых «серых» рассылок, говорится в сообщении «Лаборатории Касперского».

Количество легальной рекламы товаров и услуг в спаме в 2013 году уменьшилось, в то же время выросло число мошеннических и вредоносных сообщений, а также так называемых «серых» рассылок, говорится в сообщении «Лаборатории Касперского».

Так, ранее спам категории путешествий и отдыха составлял 5-10% всего потока нежелательной корреспонденции и полностью состоял из различных рекламных предложений. В 2013 году коммерческая реклама туров и билетов встречалась редко, однако эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали большое количество вредоносных писем, эксплуатирующих тему туризма. Различные подделки под уведомления о забронированном номере в гостинице, туре, круизе или билете на самолет содержали вложения с вредоносными программами.

Помимо этого, были обнаружены письма, с помощью которых мошенники пытались «отмыть» деньги с украденных банковских карт. В сообщениях такого рода они обращались к сотрудникам гостиниц с просьбой снять деньги с карты за якобы забронированное проживание и посодействовать в переводе определенной суммы несуществующему турагенту. В итоге все средства оказывались у злоумышленников.

Еще одной особенностью спама в прошедшем году эксперты называют заметное увеличение «серых» рассылок, имеющих полулегальный характер. Особенность этой категории спама заключается в том, что рассылка осуществляется не с ботнетов, а с собственных серверов распространителей. При этом в числе получателей оказываются не только официальные подписчики, но и не дававшие своего согласия пользователи, чьи контакты были получены, к примеру, из купленных баз адресов.

Согласно сообщению компании, 2013 год также был годом суперкоротких спам-писем. Подавляющее большинство нежелательных сообщений, обнаруженных «Лабораторией Касперского» за 12 месяцев, — 74,5% — «весили» не больше 1 кбайт. Подобный «минимализм» позволяет спамерам рассылать больше сообщений с меньшими затратами трафика, а кроме того, дает возможность создавать уникальные короткие фразы и менять их от письма к письму, что усложняет работу спам-фильтрам, отмечают эксперты.

Эксперты «Лаборатории Касперского» в 2013 году также отметили сдвиг в приоритетах фишеров: среди организаций, подвергшихся подобным атакам, стало больше тех, чья деятельность напрямую не связана с финансовыми данными пользователей. Так, в рейтинге 100 самых атакуемых организаций за прошедший год выросла доля фишинговых атак на социальные сети (на 7,6%), поисковые порталы (на 1,8%), электронную почту (в четыре раза).

Эта тенденция свидетельствует о том, что основная монетизация фишинга происходит за счет продажи украденных аккаунтов пользователей, которые в дальнейшем могут быть использованы для рассылки спама или вредоносного контента. Кроме того, сегодня при унификации различных сервисов аккаунт пользователя в социальной сети или адрес электронной почты может так или иначе быть связан с его банковскими данными, а это дает злоумышленникам шанс получить прямую выгоду, полагают эксперты.

Согласно сообщению, впервые за много лет среднегодовое количество спама в мировом почтовом трафике не превысило отметку 70%. По итогам 2013 года, доля спама снизилась на 2,5%, и в результате этот показатель составил 69,6%.