Ни для кого не секрет, что в нашем государстве главный инструмент борьбы со злом – запрещение, а основная стратегия пополнения бюджета – увеличение поборов. Но иногда, действуя по этой схеме, власти вредят самим себе. Характерный пример – сражение петрозаводской администрации с незаконной рекламой, в котором рискует погибнуть предпринимательство.
«Раскладушка» вне правил
Есть в карельской столице небольшое предприятие – профессиональная школа, где учат определенному ремеслу. Известная преуспевающая фирма, авторитетная в своей отрасли и популярная у горожан. У нее имеется несколько офисов, снабженных, как и положено, всеми атрибутами: вывеской, аншлагом с режимом работы, а также штендером – раскладным двусторонним рекламным щитом, устанавливаемом на тротуаре. В просторечии – «раскладушкой».
И вот в августе прошлого года вызывают руководство школы на административную комиссию в мэрию. Причина – зафиксированный факт нарушения городских Правил благоустройства. Дело в том, что штендер можно поставить не абы где, а только не более чем в 3 метрах от входа в организацию, чья реклама на нем значится. При этом устанавливать его нельзя на газонах, детских площадках, в арках – в общем, там, где он может помешать пешеходам и дворникам.
Школе погрозили пальцем и назначили административное наказание в виде предупреждения. Но спустя полтора месяца аналогичное нарушение Правил благоустройства выявили возле другого офиса образовательной организации: «раскладушка» опять стояла не там, где ей положено. Представителя школы снова вызвали на административную комиссию, предъявили доказательства. Юрист согласился – да, нарушение было, но оно исправлено, никакого ущерба город не понес. Поскольку нарушение повторное – более одного в течение года, - было понятно, что оштрафуют. И штраф действительно дали: 50 тысяч рублей!
Изыски законодательства
Итак: если ваш штендер снова сдуло ветром на 4 метра от входа, или хулиганистые подростки его на газон выкинули – получите «полтинник», и это минимум. Именно столько на момент рассмотрения дела было предусмотрено карельским законодательством за повторное нарушение юрлицом петрозаводских Правил благоустройства. Но в данном случае можно избежать настолько «кровавых» последствий. Скажем, вменить секретарше в должностные обязанности следить за пресловутой «раскладушкой». Делать этого она, конечно, не станет, но зато когда нагрянет муниципальный контроль - все можно свалить на нее. А к должностным лицам, в отличие от юридических, Фемида относится куда мягче.
Но вот что делать, скажем, управляющим компаниям? Типичный случай: инспекторы фиксируют нарушение Правил благоустройства – на стене дома, находящегося в зоне ответственности «управляшки», намалеваны нехорошие надписи. В 9.00 утра это обнаруживает мастер, дает команду отмыть – что, вообще-то, процесс небыстрый. Но на заседании административной комиссии выясняется, что нарушение было обнаружено еще в 8.20. Поскольку не впервой – получите 50 тысяч. И руководитель УК может сколь угодно долго и аргументировано доказывать, что вечером этих надписей не было, что сделали их явно ночью, что нет возможности приставить ночного сторожа к каждому из 20 подведомственных домов, что вандалов ищет полиция… Комиссия суха и беспристрастна: платите штраф.
Конечно, в этой явной несправедливости и нелогичности нельзя винить инспекторов муниципального контроля, которые непосредственно фиксируют нарушение. Да и административной комиссии вроде как предъявить нечего: все в строгом соответствии с законом. Значит, вопрос к карельским парламентариям? Именно они в 2008 году приняли Закон Республики Карелия «Об административных правонарушениях», в котором прописаны все эти санкции, и на который в своем решении ссылается административная комиссия.
Не все так просто. Стоит напомнить, что именно петрозаводские власти не только поддерживали драконовские меры в отношении нарушителей правил размещения рекламы, но и требовали ужесточить их до совершенно нереальных размеров. Осенью 2016 года они предлагали за расклейку объявлений сразу бить по юрлицам рублем в размере от 20 до 300 тысяч, а за повторное нарушение выписывать до полумиллиона рублей. Нет, видимо, в карельской столице проблемы серьезнее, чем эта…
Кому выгодно?
Инициативу эту, по причине ее юридической безграмотности, «завернула» республиканская прокуратура. Пока. Но давайте взглянем на проблему глобально. Во-первых, зачем городской администрации такие штрафы? Это понятно – пополнять городскую казну. Но задумайтесь: один раз «слупив» с фирмы огромную сумму за правонарушение без ущерба, мэрия заставит предпринимателя убрать эти пресловутые «раскладушки». Меньше рекламы – меньше клиентов. А значит, меньше прибыль – меньше налогов. Как быстро «отольются» эти 50 тысяч?
А что делать с незаконными объявлениями? Сейчас размещение любых информационных материалов нерекламного характера – это от 10 до 20 тысяч штрафа. Для недобросовестных граждан условия просто золотые. Знай себе малюй «Цой жив» на дверях у конкурента, да «стучи» в муниципальный контроль с подписью «обеспокоенный гражданин». Или еще лучше: клей объявления за подписью конкурента на стены домов и фонарные столбы – и снова звони в мэрию. И так – пару раз в неделю. Какая частная контора выдержит столько штрафов?
Но можно этого и не делать. Просто договориться с предпринимателем, что он начнет отчислять на энный счет энную сумму в месяц, и не будет у него никаких проблем. По такой схеме долгое время шантажисты вымогали деньги у нескольких питерских торговых центров, «минируя» их по телефону.
Самое интересное, что больше всех пострадают полицейские. Не желая платить за то, чего не совершали, собственники или арендаторы зданий будут заваливать участковых заявлениями на действия вандалов. Как будто стражам порядка заняться нечем…
Почти хеппи энд
Возвращаясь к началу истории. Карельские парламентарии оказались людьми прагматичными настолько, что решили пересмотреть весь ЗРК «Об административных правонарушениях». И вот парадокс: 4 декабря 2017 года школе выписали штраф по статье, которая 20 декабря была - в данной редакции - отменена. И теперь образовательная организация должна заплатить 50 тысяч за то, что нарушением больше вообще не является.
Впрочем, руководство фирмы намерено обратиться в суд – и дело, скорее всего, выиграет. Потому как, согласно российскому Кодексу об административных правонарушениях, законодательный акт, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть распространяется на любого, кто нарушил карельский закон до принятия в нем изменений (статья 1.7 КоАП РФ). Так что все, по кому «прокатились» петрозаводские Правила благоустройства, но кто еще не заплатил штраф – бегом в суд.
И кстати: в городских Правилах благоустройства по-прежнему значатся требования к установке штендеров. Просто за их несоблюдение больше нет наказания.
Максим Берштейн
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Новости
- →
- Как борьба с рекламой может «задавить» бизнес
Новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат