Опенспейс-офисы, которые повсеместно используют компании, в том числе и рекламные агентства, отнюдь не повышают производительность труда. Наоборот, они способствует ухудшению обстановки в компании: у сотрудников повышается уровень стресса и снижается работоспособность. К такому сенсационному выводу пришли канадские исследователи.

Офисы высокотехнологичных компаний выглядит так, как принято представлять себе работу мечты - тщательно проработанное рабочее пространство, кофе-бар, велопрокат, и наверно, все, что нужно для создания уюта. HR-специалисты говорят, что для соискателей одним из самых весомых аргументов при трудоустройстве является именно комфортный офис, фото из которого не стыдно запостить в Instagram.

Однако, креативность офисного пространства не решает главную проблему - проблему open space, открытых офисов, в которых сидят до сих пор большинство офисных сотрудников. Если компания обладает средствами, она старается наполнить опенспейс приятными мелочами, если же компания не обладает лишними деньгами - open office это самое удобное и дешевое решение для организации работы сотрудников.

Исследователи из университета Калгари Айофи Бреннан, Джестид Чага и Тереза Клайн заявляют, что open office не способствует продуктивному труду. Люди, которые работают в таких условиях, больше подвержены перегрузкам, у них ухудшается память и снижается продуктивность. Кроме того, open office способствует повышению текучки кадров и ухудшению взаимоотношений между коллегами.

Аналогичное исследование офисной жизни в open office провели исследователи из Haworth Inc. и университета Минессоты. Они подтвердили данные, полученные коллегами из Калгари, добавили доказательства других недостатков open office на основе исследования мнений офисных работников. В частности, люди, проводящие в офисе большую часть дня, жаловались на отсутствие частной жизни и шум, который отвлекает их от работы.

Стэнфордский исследователь Сара Вэрлэндер определила последствия, к которым приводит работа в открытом офисе. Такая рабочая среда создавалась с целью частого спонтанного взаимодействия между людьми, поощрялись перерывы, однако, сфокусироваться на работе в такой обстановке трудно. Кроме того, сотрудники начали становиться случайными свидетелями личной жизни своих коллег, страдать от запахов, провоцировать конфликты из-за температуры в помещении.

По итогам исследования Сара Вэрлэндер выяснила, что open office не приводит к образованию дружной команды, а наоборот - много мелких стычек между коллегами приводит к тому, что отношения становятся напряженными. Для того, кто работает в open office, все вышеизложенное не ново - он и сам припомнит десяток мелких конфликтов на бытовые темы.

Из-за участившихся жалоб сотрудников, многие компании начали пересматривать свое отношение к организации офисных пространств. Некоторые, такие как "Вымпелком", предложили своим сотрудникам поискать уединенное место для работы самостоятельно - например, поработать из дома. Последний вариант удобен не только для сотрудников, но и для компаний - он позволяет значительно сэкономить на аренде.

Удаленная работа хороша многим - сотрудники в привычной им уютной обстановке, компании экономят на аренде и оборудовании. Но и у такого плана есть существенный минус - это отсутствие контроля.

Исследователи колумбийского университета представили исследования о биологической основе необходимости контроля - иными словами, большинству людей еще в каменном веке нужен был вожак, который заставил бы их заняться делом.

В то же время исследования Ричарда Райна говорят о том, что в автономной среде у индивида повышаются творческие способности, производительность и настойчивость. Чтобы найти компромисс между работой на дому без контроля и стрессовостью открытых офисов, есть вполне простое и логичное решение: просто позвольте сотруднику оформить его рабочее место по своему вкусу.

Казалось бы, очевидное решение, но о нем часто забывают, ведь "мы же не зря приглашали в офис дизайнера". Однако, любимая кружка, фотография детей в рамке или комнатное растение на столе делают рабочее место персонифицированным, обозначают границы личного пространства. В таких условиях сотрудник не выпадает с общего рабочего процесса, и при этом чувствует себя комфортнее, чем в офисе с дизайнерскими "наворотами".

Мелинда дель Торо, руководитель HR-департамента Viasat, находит этому явлению психологическое объяснение: такой эффект связан не только с потребностью в "домашних тапочках" на работе, но и с распространением персонализированных устройств и гаджетов - люди привыкли к возможности детальной настройки "под себя" и теперь стремятся "настроить" все вокруг.