Уход шведской ИКЕА из России особенно остро переживали около трети жителей страны. Но в феврале шведы вдруг продлили права на свой товарный знак в России до 2033 года. Что позволяет им быстро вернуться на рынок, который тем временем уже осваивают новые участники.
«АиФ» разбирался, кто пришёл на смену скандинавам и стоит ли переживать из-за их отсутствия сегодня.
Место не пустует
Нынешняя ситуация – скорее шанс для тех же мебельщиков, которым приходится полагаться на собственные силы и развивать сотрудничество с белорусскими партнёрами.
«Уход ИКЕА из России никак не повлиял на наши продажи и продажи наших российских коллег и конкурентов, а в чём-то мы даже выиграли, – подтверждает основатель подмосковной компании Craft-Mebel Святослав Попов. – Более того, многие, даже иностранные, бренды остались в России и продолжают работать. Например, австрийский Egger и его заводы в Шуе (Ивановская область) и Гагарине (Смоленщина)». А это, между прочим, крупнейший поставщик напольных покрытий и отделочных материалов для той же ИКЕА.
По словам эксперта, уникальное производство, которого нет на российском рынке, есть в соседней Белоруссии. В частности, это водонепроницаемые каркасы, фурнитура и прочее. Так что последствия ухода шведской марки можно преодолеть.
Между прочим, по заказам ИКЕА в России работало свыше 30 отечественных заводов и фабрик, которые никуда не делись и работают по сей день. Постельное бельё выпускают на фабрике «Шуйские ситцы», матрасы – в компании «Аскона», кухонную мебель и каркасы для кроватей всё так же делают в «Ангстреме», подушки и одеяла и ещё множество наименований текстиля для дома и гостиниц – в «Инфотексе» и так далее. По крайней мере, сведений о том, что какой-то из бывших партнёров ИКЕА в России закрылся после её ухода из нашей страны, пока не было. Может быть, то, что производится сегодня, – не точь-в-точь икеевский ассортимент: какие-то параметры (размеры, цвет, наполнители и другие детали) пришлось изменить, чтобы не нарушать авторские права, но по сути это те же самые товары. Правда, названия у них теперь уже более привычны ушам наших покупателей.
«Я могу с гордостью сказать, что мы сегодня изготавливаем качественную мебель, используя исключительно высокоэкологичные материалы и фурнитуру, – говорит Святослав Попов. – Это кухни, шкафы, гардеробные, детские рабочие места, гостиные. Причём удовлетворяем потребности заказчиков с любым бюджетом».
Что в цене?
Состояние с ценами на икеевские товары сегодня можно проиллюстрировать популярной зелёной овощечисткой UPPFYLLD. Простейший кухонный гаджет – два лезвия на пластиковой ручке – на Wildberries стоит от 230 до 370 рублей (в зависимости от продавца), на Яндекс Маркете – от 230 до 294 рублей, на Ozon – от 297 до 1099 рублей. При этом на сайте в Швеции цена её составляет всего 9 крон – 80 рублей. Но китайцы, как всегда, переплюнули всех: в Шанхае (КНР) она стоит ещё дешевле – около 5 юаней или 63 рубля по текущему курсу. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку именно в Китае эта овощечистка и производится.
«Увеличение маршрута доставки повлияло на цену, но зато теперь у россиян есть возможность обратить внимание на другие торговые марки, – считает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова Николай Перепёлкин. – Кстати, есть попытки вернуть людям прелесть похода в магазин: например, недавно в Новосибирске открылся первый магазин «IKEA со всего мира», где представлен ограниченный ассортимент оригинальных товаров. Правда, судя по отзывам, цены там завышены, так что быстрого масштабирования этого формата на всю страну ожидать не стоит».
Качество поправимо
Практически все товары из ИКЕА сейчас доступны и продаются в России на маркетплейсах. Впрочем, как эксперты, так и покупатели в своих комментариях отмечают, что интерес к ним сохраняется во многом по инерции и понемногу угасает. К тому же из-за курса валют её товары (особенно европейского производства) становятся заметно дороже. А поскольку аналоги на рынке есть, причём в большом количестве, внимание переключается на другие бренды. Вопросы к качеству периодически возникают, но это всё решаемо.
«Оригинал» везут окольными путями
Несмотря на то, что в России производят аналоги IKEA, остаются и любители оригинальной продукции. Им на помощь пришли мелкие предприниматели.
Заметим, что IKEA нет ни в Белоруссии, ни в Казахстане, ни в Кыргызстане, ни в Армении. Остаются страны, к России недружественные. Из наиболее близких географически – это Финляндия, Польша, Латвия, Литва. В соцсетях популярны группы по интересам, где желающие обменивались информацией о возможных путях доставки любимых, причём непременно оригинальных товаров шведского бренда.
Налажен поток поставки мелкими и средними товарными партиями из Норвегии, Швеции и Финляндии в Санкт-Петербург. Организатор закупок собирает заказы, группирует их в партию и доставляет в Северную столицу. Срок доставки – от недели до двух. Дальше по желанию – самовывоз или доставка почтой. Аналогичная схема с доставкой в Калининград из Польши и Прибалтики. Впрочем, в этом направлении ситуация с каждым месяцем меняется в сторону ужесточения правил пересечения границы.
Несмотря на большие расстояния, довольно популярной оказалась и поставка товаров IKEA из ОАЭ и Турции. Через группы в соцсетях товары IKEA также доставляют из Европы, чаще всего из Германии. Цена за услугу в каждом случае договорная.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Брендинг
- →
- Есть идеи без ИКЕИ
Брендинг
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат