Осмелюсь предположить, что катализатором новой волны фильмов о зомби стали несколько заметных лент начала нулевых годов, в том числе «28 дней спустя» Дэнни Бойла, ремейк ромеровского «Рассвета мертвецов» Зака Снайдера и уморительная английская пародия «Зомби по имени Шон».

Жанр, пользовавшийся повышенным спросом в 70-80-х годах прошлого века и почти забытый в 90-е (не считая пары ремейков и сиквелов), неожиданно для всех воспрял духом и обрел второе дыхание.

Вслед за Снайдером и сам классик Ромеро вспомнил о том, что пора напомнить о себе, и выпустил в 2005-м неплохой зомбятник «Земля мертвых». Менее талантливые, но тоже мечтающие о славе киношники кинулись продолжать давно забытые франшизы, вроде «Возвращения живых мертвецов». Ну и, разумеется, не обошлось без очередного витка ремейков. К последним относится созданный по мотивам «Дня мертвецов» Ромеро одноименный фильм режиссера Стива Майнера 2008 года выпуска. Только в отличие от широко разрекламированного и коммерчески успешного «Рассвета», финансовые результаты опуса Майнера выглядят намного скромнее. Впрочем, как и качество исполнения.

…В одном тихом маленьком американском городке происходит то, что обычно случается только в тихих маленьких американских городках – локальный зомби-апокалипсис. А началось все с нерадивого ученого, испытывавшего новый биологический вирус в пригородной секретной лаборатории. Зараза вырвалась на свободу вместе с подопытным пациентом и быстро распространилась воздушно-капельным путем среди местных жителей.

Поначалу всем казалось, что город охватила эпидемия ОРВИ, простуды, на худой конец, атипичного гриппа. Люди кашляют, сопливят, чувствуют слабость в конечностях и пускают носом юшку. Однако вскоре выясняется, что результатом болезни является скоропостижная смерть. И что намного хуже – быстрая реинкарнация в жутких монстров, пожирающих все живое на своем пути.

Капрал Сара Баумэн, оказавшаяся в «день Икс» в карантинном оцеплении родного города, отпрашивается у командира домой, чтобы отвезти гриппующую мать в больницу. И попадает в самую гущу событий, когда собравшиеся в зале ожидания госпиталя больные внезапно превращаются в монстров. Отыскав в толпе своего младшего брата, девушка пытается выбраться из здания, но на улицах творится еще большее безумие. Толпы диких и стремительных убийц буквально выедают город изнутри, и теперь у живых есть только одна миссия – остаться живыми…

Стив Майнер – это далеко не Зак Снайдер. Несмотря на то что режиссер уже давно и плодотворно работает в Голливуде, за его плечами мало стоящих проектов, зато целый ряд сиквелов и ремейков. Режиссер не гнушается продолжать и переделывать за своими коллегами, словно пытаясь выполнить некий одному ему известный план. Свою карьеру в кино он начал с двух сиквелов «Пятницы, 13-е», в середине девяностых переснял на американский лад французскую комедию «Мой отец – герой» с Депардье, а в 1998-м внес вклад в хоррор-франшизу «Хэллоуин». Так что неудивительно, что его кандидатура показалась продюсерам нового «Дня мертвецов» наиболее подходящей.

Если рассматривать «Ночь», «Рассвет» и «День» Ромеро, как своеобразную трилогию, то последний фильм – самое слабое звено в этой цепочке. То ли классику жанра уже наскучила тематика, то ли его попытка подвести под апокалипсис смысловой фундамент не удалась, но зрители оригинальный «День мертвецов» 1985 года не оценили по достоинству, хотя лента, в целом, неплохая. По крайней мере, однозначно лучше последующих продолжений от того же Ромеро, который окончательно растерял хватку и своим «Выживанием мертвецов» только оконфузился.

Когда за базу берется не самый лучший образчик жанра, а затем еще включается пресловутое авторское видение, то получается именно то, что вышло у Майнера – беспорядочное мельтешение штампов и клонирование чужих находок. Нельзя сказать, что его работа лишена драйва или поступательности. Наоборот, она весьма логична и последовательна в своем идиотизме, местами динамична и уж точно пугает, но при этом глупа, примитивна и тотально лишена атмосферы оригинала. Словно Майнер нарочно пытался абстрагироваться от первоисточника, хотя при этом не забыл прикрыться добрым именем Ромеро и обеспечить себе дополнительную (и бесплатную) рекламу.

Не позабыл Майнер и о наработках предшественников, не постеснявшись взять за основу принцип «быстрых зомби». Но если у Снайдера и Бойла мертвецы просто шустро бегают, то здесь они, буквально, телепортируются в пространстве, все как один демонстрируя задатки Усэйна «Молнии» Болта. Мало того, они еще обладают остатками памяти (мать, идущая на голос своего сына) и рефлексов (группа товарищей с М-16), и даже ползают по потолку. Причем невооруженным взглядом видно, что эффект стремительности достигается простым ускорением съемки, словно перед нами не хоррор с солидным бюджетом в 18 миллионов долларов, а старая кинопленка с частотой 16-18 кадров в секунду, засунутая в современный кинопроектор.

Ляпов в картине много и перечислять их особого желания нет, благо, что персонажи перманентно нарушают законы физики, логики и психологии отношений в замкнутых группах. Оригинал тоже венцом кинематографической мысли не назовешь, но столь вопиющих прорех в здравомыслии у Ромеро не наблюдалось.

Забивая последние гвозди в крышку гроба, отметим крайне невыразительный актерский ансамбль. Вингу Реймсу, перекочевавшему в «День» из «Рассвета», должно быть очень стыдно, что он, пускай и ненадолго, украсил своей харизмой этот пустяковый трэш. Некогда перспективная старлетка Мена Сувари, поразившая нас в самое сердце своей невинностью и сексуальностью в «Красоте по-американски», катастрофически быстро растеряла все выданные ей авансы и опустилась до участия в подобных непритязательных проектах. Молодой актер Ник Кэннон, годом раньше получивший специальный приз в Каннах, тоже невероятно расслабился и с тех пор ничего толкового выдавить из себя не может. Более-менее приличную карьеру из всего состава «Дня мертвецов» удалось сделать только Майклу Уэлшу, да и то благодаря попаданию в обойму «сумеречной франшизы».

Выводы неутешительные: крепкий середнячок Майнер не сумел воспользоваться ни имеющимся опытом, ни предоставленными возможностями. Вся эта беготня-стрельба в полутьме не делает чести автору «Чернокнижника» и фантастической драмы «Вечно молодой» с Гибсоном. Неудивительно, что продюсеры постеснялись выпустить ленту в широкий прокат, издав «День мертвецов» сразу на DVD.

Автор статьи: Евгений Жарков