Европейских режиссеров, переснявших свои собственные фильмы для Голливуда, можно пересчитать по пальцам, немногим больше и тех, кто переделывает для фабрики Грез свои продюсерские проекты. Отметивший недавно 55-летие Люк Бессон - один из этих немногих: боевик 2004 года «13-й район», над которым он работал в качестве продюсера и сценариста, знаменитый француз в том же амплуа представляет теперь на американском рынке. Картина, главную роль в которой исполнил трагически погибший в прошлом году Пол Уокер, будет называться «13-й район: Кирпичные особняки», и очень скоро ее увидят российские зрители.

Для них торговая марка «Люк Бессон» всегда была гарантом качества, будь то его режиссерские, сценарные или продюсерские работы. Они в почете и у синефилов, на протяжении трех десятилетий смакующих «Подземку» и «Голубую бездну», и у публики менее взыскательной, не привыкшей искать в кинополотнах глубокий символизм, зато всегда требующей внятного и увлекательного сюжета, в наличии которого не откажешь ни «Пятому элементу», ни «Леону», ни десяткам других картин. Любопытно, что сам Бессон всегда был ближе ко второй категории зрителей, не желая заигрывать с высоколобой фестивальной аудиторией.

- У нас во Франции неправильные представления о коммерческих и интеллектуальных фильмах, - рассуждал Люк в одном из интервью. - На самом деле все фильмы - коммерческие. Если вы пойдете на картину Жан-Люка Годара, вы заплатите столько же, сколько и за любую другую. А этот парень еще и отлично заработает! Потому что в фильме два человека два часа сидят на кухне, это снято на черно-белую пленку, и вы говорите: «О-о, это искусство!» На самом деле это очень коммерческое кино, ведь его производство ничего не стоит.

Впрочем, до 17 лет Бессон вообще не задумывался о противоречиях между коммерческими и авторскими картинами, да и вообще кино его не слишком интересовало. Родители Люка работали инструкторами по дайвингу в крупной международной гостиничной сети, поэтому их постоянно перебрасывали из одного отеля в другой. Мальчик рос на пляжах Италии, Греции и Югославии и по вполне понятным причинам хотел связать свою жизнь с морем - либо пойти по родительским стопам, либо стать морским биологом. Однако травма, полученная юношей во время очередного погружения, поставила его перед необходимостью найти другое призвание.

- Я взял ручку, лист бумаги и начал перечислять все, что люблю делать в этой жизни, - вспоминает режиссер. - Выяснилось, что я люблю писать, фотографировать, рассматривать картины. Подумал, что, пожалуй, кино мне подойдет. Я заявил маме, что бросаю школу и уезжаю снимать фильмы. И вскоре снял свою первую короткометражку - она была кошмарной, но уж очень хотелось побыстрее доказать всем, что я действительно могу делать кино.

Юному постановщику понадобилось меньше десяти лет, чтобы от жутких короткометражек перейти к фильмам без преувеличения выдающимся. «Подземка», в которой блистали неотразимая Изабель Аджани и будущий «горец» Кристофер Ламберт (тогда его называли Кристофом Ламбером), была сделана Люком в возрасте 26 лет. Благодаря вдохновенной режиссуре и мастерскому саундтреку Эрика Серра (его можно смело назвать полноценным соавтором большинства бессоновских фильмов) картина о буднях парижского метро, в лабиринтах которого скрывается от недругов главный герой, мгновенно стала хитом и классикой. Столь же успешны были и «Никита», и «Леон», и «Голубая бездна» (эта отчаянно красивая драма о ныряльщиках стала еще и самым прибыльным французским фильмом 80-х).

Конечно, провалов Бессон, как и любой большой художник, не избежал - например, «Пятый элемент», собравший свыше $250 миллионов, соседствует в его фильмографии с «Жанной д'Арк», даже не сумевшей окупить свой бюджет. Впрочем, финансовые неудачи Бессону-режиссеру всегда помогали компенсировать Бессон-продюсер и Бессон-сценарист. Такие написанные и спродюсированные Люком франшизы, как «Такси», «Перевозчик» и «Заложница», приносят стабильный доход. Вторая «Заложница», к слову, благодаря общемировой кассе в $376 141 306 стала крупнейшим экспортным успехом в истории французского кинематографа.

Достижения Бессона на продюсерском фронте стали для многих поводом порассуждать о том, что Люк, дескать, растранжирил свой режиссерский талант, погрузившись в создание боевиков. Сам Бессон на подобные выпады не отвечал, да и лавры звезды авторского кино его никогда, как мы уже знаем, не интересовали. При этом в большинстве из спродюсированных им картин отчетливо виден его фирменный стиль. Не важно, кто числится в режиссерах - Жерар Кравчик, Оливье Мегатон или кто-то еще, - картину все равно по привычке именуют бессоновской. Слишком велик вклад мэтра в любой проект, за который он берется. Если же твердой режиссерской руки Бессона вам все же не хватает - не отчаивайтесь: в августе маэстро порадует нас фантастическим боевиком «Люси» со Скарлетт Йоханссон в главной роли.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Люк Бессон, режиссер, сценарист, продюсер.

Родился в Париже 18 марта 1959 года.

Обладатель престижных премий BAFTA (британский аналог «Оскара») и «Сезар».

Помимо большого кино, снимал клипы для Мадонны, Милен Фармер и других звезд.

Женат на продюсере Вирджини Силла. Также был женат на актрисах Анн Парийо (главная роль в фильме «Никита»), Майвенн Ле Беско (Дива Плавалагуна в «Пятом элементе») и Милле Йовович. У Бессона четыре дочери - Жюльетт, Шана, Талия, Сатин - и сын Мао.

Автор: Артем Гусятинский