Фильмы о фокусниках, как известно, в прокат выходят парами, однако если в 2006 году столкнулись две фокусник-драмы, переходящие в престидижитаторскую трагедию, да ещё и помещены они были в самый конец викторианской эпохи, время научно-технической революции и расцвета классического буржуазного строя, то на этот раз (не считать же «Оза» за кино вообще и про фокусников в частности) «Бёрт Уандерстоун» и «Иллюзия обмана» были помещены в наше время, а сам жанр был выбран максимально лёгким — чистая комедия с одной стороны и развлекательный детектив про ограбления с другой.

Кто тут в итоге окажется фокусником, а кто — ассистенткой в трико, мы делаем вид, что не знаем (формально, ничуть не менее звёздный «Уандерстоун» у нас выйдет позже, причём только на видео — удивительная ловкость рук прокатчика, ведь у нас спокойно выходит любой трэш, но стоит студийному кино провалиться в американском прокате, все сразу закатывают глаза), пока мы имеем возможность обсудить лишь одну часть дуэта: сложнопостановочное кино о Четырёх всадниках, решивших принять активное участие в серии ограблений века.

Режиссёр Луи Летерье, который тут юбилей празднует, некогда начинал в качестве самородка под крылышком у Люка Бессона, а в последнее время пустился во все голливудские тяжкие — сначала небезыдейная комикс-драма «Невероятный Халк» (и так Эдвард Нортон объединяет его с одной из двух фокусник-драм предыдущего захода, а его продолжатель Марк Руффало в кадре будто и не переставал играть Брюса Баннера), но зато потом — тотальная и абсолютно безумная трёхмерная хрень по имени «Битва Титанов», после которой, кажется, либо уходить в буддистский монастырь и чистить карму, либо снять что-нибудь лёгкое, развесёлое, артистичное, живое, в общем, что-нибудь абсолютно противоположное предыдущему позору. И в этом смысле «Иллюзия обмана», конечно, вариант беспроигрышный.

Жанр «сколько-нибудь друзей продюсера» и его брызжущая вокруг харизма, помноженная на современные операторские изыски и лас-вегасский флёр больших шоу «уличной магии» — если добавить к этому парочку погонь (которыми Летерье баловался задолго до того, как Стэйтам ушёл подрабатывать в «Форсаж»), то мы получим квинтэссенцию всего хорошего, что есть в современном развлекательном, зрительском (в пику фанатскому) изводе голливудского кино.

Итак, четверо дэвидблэйнов, более, а в основном менее успешно практикующих ловкость рук и никакого мошенства для зарабатывания на хлеб насущный, получают шанс войти в высшую лигу престидижитаторов, устроив шоу мирового масштаба во вполне прямом смысле этого слова — они собираются во время выступления в Лас-Вегасе ограбить французский банчок со свежими хрустящими евриками. В чём сами честно и признаются.

Когда же конфетти отлетят, а фанфары отгремят, ФБР внезапно выяснит, что банчок был ограблен не в шутку, а значит, надо брать дерзких дэвидблэйнов за мягкое место, ковать их в железа и тащить на дыбу для дальнейшего разбирательства. Разбирательства разбирать достаётся тому самому халкообразному Руффало (тут была остроумная реплика про «контроль гнева») и миловидной Лоран (она здесь для общей франкофонности и любви к чтению книжек о фокусниках).

Дальше, разумеется, фокусники будут троллить неуклюжее ФБР, Майкл Кейн и Морган Фриман на пару будут работать живой отсылкой к нолановской киновселенной (и так мы снова возвращаемся к предыдущей своеобразной кинодилогии о фокусниках), время от времени кто-нибудь будет играть на воображаемой скрипке или работать на сцене квотербеком, пока ловкие дэвидблэйны, сверкая харизмой, будут бежать по коридору.

Параллельно будут пропадать банковские сейфы (интересно, это не этот сейф снимался в «Форсаже 5»?), миллионы долларов, сгоревшие трупы, а персонажи один за другим будут оказываться в два раза хитрее, чем казалось на первый, второй, а даже и на тридцать третий взгляд.

Не обошлось и без старой доброй мести, куда уж без неё в фильме о фокусниках, видать, очень мстительный народ, правда, скелет в сейфе, равно как и бутылка в дереве, будет в одном-единственном экземпляре. Зато световых шоу и полётов во сне и наяву хватит с избытком.

Единственный заметный в кадре дисбаланс, который в итоге можно предъявить авторам — это тот факт, что внутри команды «четырёх всадников» (спасибо, без апокалипсиса) одеяло на себя с самого начала перетягивают Айзенберг с усишками и бородкой и Харрельсон с лысиной, в то время как Айла Фишер и Франко-младший с самого начала не дотягивали до ведущих, и эта расстановка сил сохранилась до самого финала, а о Франко никто даже и не заплакал. Причём персонажей ведь всего четыре, а не тринадцать, как у некоторых.

С другой стороны, у фильма есть один несомненный плюс — это именно что классическое кино про фокусников без единого элемента мистики или фантастики, чем грешили многие до того. Каждый трюк тут будет тщательно деконструирован, разоблачён и снабжён титром «не пытайтесь это повторить в домашних условиях». Но это вовсе не упростит сюжет, а напротив, каждое новое откровение этого, во многом, «детектива наоборот», сделает просмотр интереснее и станет очередным стимулом к дальнейшему действию.

А всё-таки, может, «Око» действительно существует? До встречи в кино.

Автор статьи: Роман Корнеев