Тимур Бекмамбетов после удачного продюсирования оригинальных «Ёлок» и «Ёлок-2» снова обратился к советской классике жанра, выбрав на этот раз комедию «Джентльмены удачи». Вышедший под его руководством ремейк «Иронии судьбы», хоть и отличился по кассовым сборам в прокате, мало кто из зрителей и критиков помянул добрым словом, поэтому определенная настороженность и легкое предубеждение к проекту до его премьеры витали в воздухе.

Сорок лет в истории

Чуть более сорока лет тому назад в 1971 году в СССР вышла на экраны комедия «Джентльмены удачи». Неоднозначный, запоминающийся фильм, ворвался в сердца зрителей, чтобы покорить раз и навсегда, стать легендой. Половину сценария, написанного Георгием Данелия разобрали на крылатые фразы, а имена и образы героев стали нарицательными и поминаются до настоящего времени. Режиссер Александр Серый вложил в «Джентльменов» и свою собственную историю тюремного заключения, и истории своих друзей, фильм прошел цензуру и якобы получил «благословение» от самого Брежнева. Но такой триумфальный выход можно совершить только один раз.

Идея переснимать «Джентльменов удачи» с самого начала кажется обоснованной лишь экономически без какой-либо отягощающей творческой подоплеки: зрители из любопытства пошли смотреть продолжение «Иронии судьбы», пойдут смотреть и это, в особенности, если фильм выпустить к началу новогодних каникул. На этот беспроигрышный маркетинговый ход и положились авторы комедии «Джентльмены, удачи!»

Точки и запятые

Авторы ремейка отличись сообразительностью на начальном этапе производства картины и добавили в название ровно два знака препинания – запятую и восклицательный знак. Именно это, по их мнению, должно было принести новизну и струю свежего воздуха в произведение. Этот остроумный ход, как оказалось на практике, не учитывал, что не только простые зрители, но и многие журналисты забудут о необходимости добавлять запятую и восклицательный знак в название и все их старания пойдут прахом. «Джентльмены, удачи!» сам по себе стал фильмом-парадоксом, слишком много вопросов накопилось перед премьерой. Почему именно эта советская комедия, а не другая? Почему Тимур Бекмамбетов продолжает заниматься странными новогодними ремейками в России, в то время, как его ждут в Голливуде? Можно ли снять дорогой фильм без Сергея Безрукова и Гоши Куценко и, если можно, то почему они снова на большом экране и даже вместе?

Кинематограф, ориентированный на прибыль, как оказалось, они на какие вопросы не отвечает и от социальной проблематики открещивается. Фильм вышел пустой и едва ли смешной. Заигрывание со зрителями и введение в фильм «хипстеров» и других атрибутов эпохи социальных сетей и всеобщей зависимости от мобильных телефонов дело не спасло. «Джентльмены, удачи!» оформили, как красивый подарок под елку, завернули в упаковку, забыв при этом вложить содержимое внутрь, содержимое осталось в глубоком 1971 году, а ремейк отделался только знаками препинания.

Особая история

«Джентльмены, удачи!», впрочем, кажется живее и адекватнее вышеупомянутой второй «Иронии судьбы». Режиссеру и актерам только что и нужно, что ровно двигаться по сценарию и отыгрывать готовый материал, а сюжет фильма известен буквально всем.

Вместо шлема Александра Македонского герои разыскивают доспехи Золотого воина, национальное сокровище Казахстана, привезенное на выставку в Петербург и украденное из музея бандой под руководством вора и убийцы Смайлика (Сергей Безруков). Его двойник аниматор Леша Трешин (Сергей Безруков) работает на утренниках с детьми, из-за своего сходства с вором, Трешин оказывается втянут в криминальную историю с другими рецидивистами: Шатуном (Гоша Куценко) и Мухой (Антон Богданов). Действие фильма происходит в Египте, а не в Средней Азии, как в оригинале. Да и роль доброго милиционера досталась в ремейке женщине – актрисе Марине Петренко.

В режиссерское кресло пригласили Александра Баранова («Громовы») и Дмитрия Киселева («Чёрная молния», «Ёлки»). Сохранить дух первых «Джентельменов» или создать какую-то собственную оригинальную идею им не удалось. Фильм нельзя назвать провальным: он сделан неплохо и подан, как ложка к обеду – в самое горячее время для выхода киноновинки. Несколько удачных шуток, терпимая адаптация сценария (Слава Сэ, Владимир Нагорный) окупают потраченные на билет в кино деньги.

«Джентльмены, удачи!», если судить по результатам проката, принесли своим создателям солидных доход. Это может значить лишь то, что российские кинематографисты продолжат использовать популярные киноленты прошлых лет для создания ремейков, не испытывая желания создавать что-то новое. Снимать оригинальные фильмы по оригинальным сценариям слишком рискованная с задача с точки зрения бизнеса, об искусстве речи не идет.

Автор статьи: Анна Чиж