Главным событием предстоящих выходных, безусловно, станет российская кинопремьера московских злоключений полицейского Джона МакКлейна в боевике «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Посильную конкуренцию блокбастеру с Уиллисом попытается составить один из номинантов грядущего Оскара – «Мастер» Пола Томаса Андерсона.

Также представлена целая толпа профильных дебютантов, так или иначе связанных с прошедшим Днем Святого Валентина. В числе последних мелодрама «Прекрасные создания», романтический триллер «Тихая гавань» и европейский киноальманах «Калейдоскоп любви».

1. «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (A Good Day to Die Hard, 2013)

Есть мнение, что франшизу об упрямом нью-йоркском копе МакКлейне стоило завершить сиквелом 1990 года. Третий фильм с подзаголовком «Возмездие» был, в целом, неплох, но уже тогда стало ясно, что сценаристы киносериала выдохлись и откровенно эксплуатируют выигрышный образ в коммерческих целях. Четвертая часть и вовсе в голове не отложилась, оставив послевкусие пустого боевичка, перенасыщенного компьютерными спецэффектами.

Как бы там ни было, персонаж МакКлейна для Брюса Уиллиса является визитной карточкой и одновременно тяжким крестом, который актер вынужден тащить на себе до самого конца. Его коллеги по цеху, Сталлоне и Шварценеггер, сумели откреститься от надоедливых типажей Рэмбо и Терминатора, хотя последний все время грозит вернуться. Брюс же пока явно не собирается прощаться с киногероем, принесшим ему мировую славу, и продолжает, несмотря на почтенный возраст, радовать поклонников всплесками своей харизмы.

Пятый «Крепкий орешек» особенно близок россиянам, ибо на этот раз действие фильма происходит на нашей территории. Правда, для отечественного зрителя – это и своеобразная красная тряпка, ибо редкий голливудский фильм про СССР и Россию обходится без «развесистой клюквы». «Крепкий орешек 5» исключением не стал. Да и без этого к фильму много претензий – сырой, несуразный сценарий, корявый монтаж, невнятные диалоги. Экшна много, но снят он бестолково. Как ни печально сознавать, старый друг лучше новых двух. А теперь и трех.

2. «Мастер» (The Master, 2012)

Неофициальный преемник стилистики Кубрика, американский режиссер Пол Томас Андерсон, снимает редко, но чрезвычайно метко. Каждое его творение – событие и одновременно «вещь в себе». Андерсон уверенно балансирует на стыке кино независимого и мейнстрима, умудряясь угождать «и нашим, и вашим». При этом, как ни странно, его предыдущие работы «Магнолия» и «Нефть» пользовались в Европе куда большей популярностью, чем на родине. И «Мастер» тому яркое подтверждение – россыпь призов в Венеции и «пустые» номинации на премии BAFTA и Золотой глобус. Остался лишь шанс испытать удачу на Оскаре, но и там самому Андерсону ничего не светит: все три потенциальные статуэтки находятся в актерских категориях.

«Мастер» – это не только громкое возвращение режиссера после пятилетнего перерыва в работе, но и триумфальный «камбэк» превосходного актера Хоакина Феникса, чей персонаж удивительным образом вызывает у зрителя одновременно сочувствие и отвращение. Картина повествует о послевоенной Америке, где нашлось место не только очередному потерянному поколению, но и различного рода «спасителям отечества», насаждавшим в массах собственные местечковые культы. Несмотря на то что заглавная мысль ленты о «несотворении себе кумира» проста и понятна, новый опус Андерсона традиционно извилист в изложении и требует просмотра вдумчивого. С наскока «Мастера» одолеть вряд ли получится.

3. «Невозможное» (Lo Imposible, 2012)

Цунами декабря 2004 года, вызванное землетрясением в Индийском океане, унесло жизни около 235 тысяч человек и считается одним из самых разрушительных и смертоносных стихийных бедствий в новейшей истории человечества. Фильм-катастрофа испанца Хуана Антонио Байоны не берется, подобно шедевральным в своей тупости и предсказуемости блокбастерам Роланда Эммериха («Послезавтра», «2012»), глобально «потешить» аудиторию очередным уничтожением голубой планеты. Вместо этого авторы концентрируются на истории выживания отдельно взятого испанского семейства, которое оказалось «на гребне волны» в Японии. В основу сценария легли реальные события и настоящие люди, коих на экране блестяще сыграли актеры Наоми Уоттс и Юэн МакГрегор.

Притом, что фильм не может похвастаться нагромождением визуальных красот, психологическая драма о противостоянии человека и стихии покорила мировую аудиторию, что позволило ленте добиться впечатляющих финансовых результатов. Наоми Уоттс представлена к награде на грядущей церемонии Оскара, что открывает перед Байоной, создателем шикарного триллера «Приют» (2007), поистине безграничные перспективы. Скорее всего, уже следующий проект испанца будет снят в Голливуде и за американские деньги.

4. «Калейдоскоп любви» (360, 2012)

Бразилец Фернанду Мейреллиш прославился в начале нулевых жесткой и бескомпромиссной драмой «Город Бога», после чего отчасти подкрепил репутацию скучноватым, но хорошо принятым кинокритиками триллером по роману Джона ле Карре «Преданный садовник», за который ведущая актриса Рейчел Вайс отхватила Оскара в категории «Лучшая актриса второго плана». Райс отблагодарила режиссера доступным ей способом, согласившись участвовать в его киноальманахе «360» (в российской локализации – «Калейдоскоп любви»), наряду с Джудом Лоу, Энтони Хопкинсом и нашим Владимиром Вдовиченковым.

Увы, несколько лет работы на телевидении сослужили Мейреллишу дурную службу: он настолько уверовал в собственный фирменный стиль, что в «Калейдоскопе» подрастерял интригу повествования. Вместо цельного полотна – набор эпизодов, связанных схематично и без выдумки. Наблюдать за жизнью персонажей немного тоскливо, и даже финальный перекос в детективный жанр интереса к происходящему на экране не прибавляет.

5. «Прекрасные создания» (Beautiful Creatures, 2013)

Неудивительно, что с окончанием «сумеречной саги» многие стремятся занять освободившуюся нишу. «Впусти меня», «Красная Шапочка», «Голодные игры». Список пополняется ежегодно, но никому пока не удается вызвать у подростковой аудитории (преимущественно женской ее части) аналогичного ажиотажа. Вот и сценарист «Воды слонам!» и «Мостов округа Мэдисон» Ричард ЛаГравенес не удержался от соблазна сваять очередной молодежный культ, взявшись за экранизацию романа Ками Гарсии и Маргарет Штоль о любви простого американского парня к ведьмочке.

Создатели фильма явно нацелены на продолжение истории, оставив финал открытым, но лишь зрителю решать, превратятся ли «Прекрасные создания» в киносериал. Задумка для жанра неплохая, хотя из всего увиденного на экране больше всего запомнится оригинальный операторский стиль Филиппа Русло («Шерлок Холмс» Гая Ричи) и симпатичный саундтрек в исполнении группы The New No2. Остальное – на любителя.

Помимо вышеуказанных лент, в ограниченном прокате будет демонстрироваться военная драма из Канады под названием «Ведьма войны». Лента уже отмечена Серебряным медведем в Берлине (лучшая женская роль – Рашель Мванза) и претендует на Оскара в категории «Лучший иностранный фильм». Компанию ей составит романтический триллер «Тихая гавань» о жертвах бытового насилия, «Энтропия», камерная «комедия» с закосом под авторское кино с участием Собчак, Цыганова и Валерии Гай Германики, а также европейская драма «После любви».

Автор статьи: Евгений Жарков

© Shkolazhizni.ru