Золотые Глобусы раздали - а по ним принято ориентироваться относительно Оскара. Что, Аффлеку за "Арго" дадут Оскара? Добросовестный внук бабушки Бигелоу увел награду у бабушки из-под носа.

А бабушка и сама надеялась, снимала про то, как убили Бен Ладена, (фильм "Цель номер один", номинировался на главные призы Глобуса, статуэтку за лучшую женскую роль получила Джессика Честейн; номинирован на Оскар тоже). Понятное дело, фильм спонсируется спецслужбами - наверное, и награды спонсируются ими же.

Фильм "Операция "Арго" - никакой. В отличие от того же - Кэтрин Бигеловского "Повелителя бури", победившего "Аватара": в "Повелителе" открылся Джереми Реннер, который после этого продвинулся и сыграл много заметных ролей, ("Миссия невыполнима - 4", "Эволюция Борна"). Да и в фильме было напряжение, война, близость смерти.

От фильма Бена Аффлека в памяти остается только сам Аффлек. С бородой. Которая ему идет. И еще - Джон Гудмен, играющий голливудского продюсера. Джон Гудмен всегда остается в памяти.

Жаль, что здесь его роль ограничилась пятью минутами. Как и сама лакомая тема спецоперации под прикрытием киносъемки. Потому что на деле эти съемки были представлены только бумагами. А смотреть на бумаги не очень-то интересно.

Реальные события, которые легли в основу фильма «Операция Арго», произошли в 1980м. В Иране и США. В Иране случилась революция, а американцы из-под носа разгневанных иранцев взяли – и умыкнули свергнутого шаха. Тогда иранцы взяли в заложники целое посольство. Мол, меняем ваших дипломатов на нашего шаха!

А шестеро самых активных посольских успели скрыться в неизвестном направлении. И оказались в самом опасном положении: тех-то, заложников, иранцы пугали-пугали, да так и не тронули. А этих, если бы нашли, то – расстреляли бы, как шпионов. Очень не любили они американцев.

Это не содержание фильма, а реальная история. Содержание фильма, правда, тоже не секрет – секретом быть история «Операции Арго» перестала в 1997м, когда с нее сняли гриф «Секретно». Вот Бен Аффлек и подобрал такую интересную историю – освобождение, эвакуация, вывоз этих шестерых сбежавших сотрудников посольства на родину, в Штаты. Спасение.

Себе – хозяин-барин! – Аффлек взял главную роль. Спасателя. Специалиста Центрального Разведовательного Управления вот как раз по таким случаям. По вывозу нашкодивших в разных местах мира американцев под крылышко родного дяди Сэма. Это теперь дядюшка Сэм не церемонится и чуть что – бомбит плохие страны. Так что причинять какой-то ущерб гражданам Соединенных Штатов никто не хочет. Кроме самих Соединенных Штатов. Фильм об этом.

О том, как, наряду с героическими действиями замечательного и симпатичного суперпрофессионала Тони Мендеса, (его играет Бен Аффлек), который пробрался в логово льва за своими соотечественниками и чудом вывез их оттуда, так вот, наряду с этими действиями ЦРУ готовилось сдать эту великолепную шестерку, чтобы раздуть в мире информационный скандал о чудовищных зверствах победивших в Иране исламистов. Чтобы продемонстрировать зверства, нужны жертвы. Вот этими посольскими и готовы были пожертвовать.

Бен Аффлек рассказывает историю очень отстраненно и как будто объективно. Вот – исламисты: огромные площади, заполненные народом, митинги, плакаты, транспаранты… Это все мы недавно видели во время арабской весны – один в один. Правда, за арабской весной и победившими в ней силами стояли американцы. А тридцать лет назад – почему-то – американцы оказались за проигравшими.

Вроде бы, среди иранцев то и дело мелькают угрюмые бородачи – прямо дикие какие-то! Но главные герой, Аффлек-Мендес, сам – такой же бородач чернобородый… А сбежавшие дипломаты все такие симпатичные, интеллигентные лица… Американцы! Но то и дело по телевизору – или в частных разговорах разведчиков, готовящих операцию Арго – проскальзывает сомнение в полном праве американцев совать нос во все мировые дела. А уж если сунули – то и получают по заслугам…

Вообще-то, фильм о том, как тайную эвакуацию провели под видом съемок несуществующего голливудского кино – фильм об этом мог бы быть и поинтереснее. Поживее. А в этом, получившемся, главным является атмосфера конца семидесятых. В Америке. В Иране. Точно воспроизведенные съемочной группой отличия того мира от нашего, нынешнего. Мир был проще и понятней. Наивнее. Если такую операцию – под таким прикрытием – в нем можно было осуществить.

Может быть, Аффлеку действительно удалось уловить - и передать на экране - аромат, стиль 70-х. Но в том-то и беда, что стиль этот - неинтересный, невкусный, некрасивый. Люди, платья, прически, слова. Какие-то стертые. И фильм такой же. Правда, это все приметы взрослого, серьезного кино "не для всех". А также - псевдо- взрослого и псевдо-серьезного.