«Охотники на ведьм» (“Hansel & Gretel: Witch Hunters”), 2013 Режиссер: Томми Виркола Сценаристы: Томми Виркола, Данте Харпер Оператор: Майкл Бонвилейн Композитор: Этли Орварссон Продюсеры: Уилл Фарелл, Бо Флинн В ролях: Джереми Реннер, Джемма Артертон, Фамке Янссен, Зои Белл, Питер Стормаре, Томас Манн и другие.

Ганзель и Гретель по братьям Гримм — дети, брошенные родителями просто из-за нехватки еды, после чего зажарившие ведьму-людоедку в печке. По фильму на том сказочка не кончается, а только начинается — дети выросли, травма осталась, родной дом так и не нашёлся. Ганзель теперь страшный диабетик, который в буквальном смысле вкатывается в дом и получает тут же лопатой по лбу, а Гретель носит дразнящее декольте, бодается вплоть до ломания носов и, облившись кровью, словно кинговская Кэрри, делает выражение «нот бэд». Ещё один важный нюанс — родители отвели их в лес не потому, что жрать нечего, а по доброму умыслу. Почему так было нужно — о том, собственно, и вся история.

От тех же «Братьев Гримм» Гиллиама фильм отличает полное отсутствие какой-либо сказочности и честная любовь режиссёра «Мёртвого снега» к взрыванию человеческих голов да и тел в целом. Отстрелить кому-нибудь башку дробовиком, раздавить её тролличьей ногой или рукой, разорвать изнутри — это с радостью, сразу видно автора кровавых трэшей.

Только с беготнёй ему как-то неловко — то ли кто-то растерялся, то ли тридэ танцевать мешает. А уместное слоу-мо внезапно появляется только в эпилоге, совершенно вставном, снятом, похоже, только для того, чтобы немного добавить хронометража в очень короткую картину.

В том, что для комедии слишком быстро наступает финита, виноваты в первую очередь две категории людей — писаки и трусы. Ведь на самом-то деле в фильме достаточно интересных идей, которые не получили никакого толкового развития. При желании в «Охотниках» можно разглядеть что угодно — от чёрной комедии до мелодрамы о красавице и чудовище. Есть и попытки пошутить (убитые то ли режиссёром, то ли локализаторами), и пара как бы драматичных пауз, затянутых явно чуть больше, чем нужно, а также есть целых две романтических линии — для обоих главных героев. Точнее, две с половиной, если брать в расчет пацана-фаната.

Но всё это по чуть-чуть, бегло, для какой-то широчайшей фокус-группы. Фильм не воспринимается даже как нормальный комикс, сколько бы Реннер ни становился в позу для героической фотосессии (а это он делает постоянно), сколько бы в кадре ни мелькали всякие прикольные гаджеты вроде ручного разрядника, не говоря уже о дробовиках и разрывных пулях. Наоборот, в финале воспринимается это как трэш и ничего более. Какие-то «великие тёмные ведьмы», «великие светлые ведьмы», «великая красная луна», «самый великий шабаш всех времён» — обязательно в этой, по сути, скромной истории накручивать столько дубовейшего пафоса или «ибо воистину»? Потому что великая белая ведьма с наигранно серьёзным лицом, которая расстреливает девочек-готов из пулемёта Гатлинга — это сильно.

Хотя, скорее всего, проблема прозаичнее: слово «великий» стало наиболее часто употребляемым где-то во второй половине фильма, где съёмочная группа внезапно обнаружила, что сценарий закончился. События начинают терять ту толику логики, которая до этого ещё просматривалась. Что-то происходит просто «внезапно» (это вообще тренд года). Огромный таинственный лес превращается в маленький парк, где всё знакомо и близко. Очевиднейшие моменты, которые читались ещё в самом начале, оказываются главными сюжетными твистами. А персонажи как будто сами теряются в том, что происходит, повторяются и забывают то, что им десять минут объяснили в предыдущей сцене. При этом энтузиазма на лицах актёров нет подчистую — понимают, терпят.

Поэтому кульминация, наступающая, разумеется, во время финального мордобоя, получается в стиле «приехали». Тут даже Ван Хельсингом не пахло. Уносите. И любите кино.

Автор статьи: Гоша Берлинский