Жил да был сценарист и вонаби-режиссёр Кристофер Маккуорри, снял когда-то давно вполне проходной криминальный триллер «Путь оружия» (получив его в аванс после внезапного «Оскара» за сценарий «Подозрительных лиц» Брайана Сингера), а после запропал на долгих 8 лет, пока наконец не всплыл в виде сценариста крузовской «Валькирии» (Сингер и подтянул по старой памяти). После был вполне себе лажовый «Турист» Доннерсмарка, и ухнула бы карьера Маккуорри обратно в тартарары, если бы не то самое, теперь уже вполне стародавнее знакомство с Крузом.

Потому что тут, что называется, Маккуорри карта-то и попёрла. Потенциальное режиссёрское кресло пятой «Миссии: Невыполнимой», сценарий «Всё что тебе нужно это убить» (в главной роли тоже Круз) и сценарий к «Росомахе» Джеймса Мангольда (кто помнит, это режиссёр «Рыцаря дня», см. Том Круз). Неизвестно, чем конкретно так приглянулся Крузу Маккуорри, но это всё больше похоже на игру в «мафию», чем на кинобизнес.

И пока предмет нашего сегодняшнего обсуждения только примеряет на себя тогу миссиеневыполнимостроителя, выделено ему было на ход ноги 60 миллионов среднескромного бюджета для разогреву, пусть ещё раз попробует себя в режиссуре, так сказать чтоб хотелось и моглось. Как это в фильме — лишний патрон, дабы стрелять не из холодного ствола. Всё это никак не характеризует ни режиссёра Маккуорри (пока он больше всё-таки сценарист), ни тем более Круза (тот просто давит нынче на все педали, дабы вернуться в обойму), просто это некая данность, обстоятельства места и действия, их надо иметь в виду, потому что однажды это ружьё выстрелит.

Итак, есть некая достаточно случайно отобранная история «под Тома Круза», есть в ней такой Джек Ричер, бывший военследователь, специалист по расследованию преступлений американских военных во всяких ираках. Его так не любят коллеги-военные, что аж кушать не могут, потому, оттрубив своё по багдадам, Джек Ричер бросает всё и растворяется в пространстве оклакомщины в роли «уличного детектива» и вообще борца со шпаной в тамошних мухосрансках. И всё-то у него было бы хорошо, если бы один из его стародавних «необычных подозреваемых» взял да и не покрошил у стадиона людей из снайперской винтовки. Предварительно уплатив налоги и заплатив за парковку.

Ричер-Круз (если кто не догадался) быстро, решительно вламывается в кабинет к генпрокурору, где на голубом глазу выпаливает «виновен!» и спешит на обратный автобус до Мухосранска. По дороге его, вытаращив глаза, ловит адвокатша сниперилы, она же доча генпрокурора. Основной аргумент адвокатши, кроме третьего размера глаз, «что-то тут не так» и бумажка с просьбой отыскать этого самого Ричера, накарябанная коматозным подозреваемым. Дескать, ты меня один раз не смог посадить, пробуй. Ричера-Круза так сшибает с копыт этот железный аргумент, что он тут же опаздывает на автобус и тут же принимается шастать по местным барам в поисках неприятностей на свою единственную футболку.

И, что любопытно, находит. «Что-то тут не так!» — бормочет себе под нос Ричер-Круз, и ну гонять по ночной Москве зачёркнуто Питтсбургу, Пенсильвания. За ним тут же начинают носиться местные копы, местные гопы, а также одна подозрительная группа русских вань, традиционно занимающаяся распилами, откатами и заносами в сфере госзакупок. В итоге всё закончится привлечением к делу местного члена Национальной стрелковой ассоциации, а также пары-тройки карьерных самосвалов, нет, ну правда, какой маньяк станет платить за парковку?

Случилось то, что не могло не случиться, когда нарочно пускают пулю в «молоко», чтобы только прогреть ствол и сделать поправку на ветер, ожидать от этого выстрела меткости Вильгельма Телля глупо. Однако можно и из этого хлопка одной ладонью устроить шоу, что и проделано. То есть Круз излучает харизму, Розамунд Пайк сверкает третьим размером глаз, Роберт Дюваль талантливо развешивает мишени, а Вернер Херцог с присными отчаянно изображает «щьеловьека-зэка» (эта сцена традиционно убита нашим дубляжом, как и половина фильма, недоубитая его общей необязательностью).

Даже сам отчаянный вонаби-режиссёр Маккуорри, однажды решив влезть в эти сани, на полном серьёзе делает нам натуральный нео-нуар, со всеми этими плащами, револьверами, пафосными «запрокинутыми» ракурсами и общей идеологией «девушка-адвокат» вместе с «частным детективом» изобличают «банду Грязного Билла», периодически переговариваясь по телефону-автомату.

Другое дело, что всё это такое же необязательное и подвешенное в воздухе, как и вся продюсерская задумка в целом. Есть нуар, но он такой, полунамёком. Ни чёткой стилизации кадра, ни хотя бы сигареты в зубах у хотя бы негодяя, если времена такие, ни досконально выверенных диалогов (лучшая реплика в фильме звучит за кадром из телевизора), ни даже толкового крещендо противостояния героев и злодеев. То есть выстрел — хорош, «пошла оценочка», но потом идёт ещё выстрел, и ещё монолог, и ещё монолог.

Вот сцена «народ помогает народному детективу» — отличная сцена, но она ни к чему не прикреплена. То есть можно домысливать про «народность», но зрителю непонятно, зачем ему это надо. А внезапно прорезавшиеся у Круза снайперские навыки? Зачем они, только затем, чтобы в очередной раз раскусить, что «что-то тут не так»? Да сколько уже можно. А эта вставная «девочка из магазина автозапчастей» — идеальный пинап-нуар, если её грамотно преподнести, да пусть бы и как у Снайдера (актриса и без того вписалась бы на площадку «Запрещённого приёма» без проб), но в конкретном «Джеке Ричере» она такой же вставной номер, как и всё вокруг.

Так повешенное ещё до начала съёмок «ружьё» необязательности даёт вместо искомого выстрела череду осечек, после чего вдребезги разбивается о голову продюсера. Был уже недавно точно такой же фильм — «Нокаут» Стивена Содерберга. Но там хотя бы визуальная сторона была цельной, пусть в остальном получилось нечто такое же «сделанное на скорую руку». Главное теперь чтобы «МИ-5», если оно всё-таки случится, не стало бы очередной осечкой. Шаткие карьеры Маккуорри и Круза этого не выдержат. Не помогут никакие горящие фанатичные заглядывания в камеру.

Вот такое кино.

Автор статьи: Роман Корнеев