Режиссёр: Рич Мур Сценарий: Дженнифер Ли, Фил Джонсон, Джон С. Райлли Композитор: Генри Джекман Продюсер: Кларк Спенсер Роли озвучивали: Джон С. Райлли, Сара Сильверман, Алан Тудик, Рич Мур и другие.

«Вообще-то я третий Дьябло, — говорит Ральфу сидящий рядом демон и добавляет: — С патчем!» Остальные участники групповой терапии — а среди них Зангиев из Street Fighter, Смоук из Mortal Kombat, Клайд из Pac-Man — участливо слушают и кивают. Ральф — отрицательный персонаж старой восьмибитной аркады, воспринимаемый всеми как Халк, хотя по развитию ушедший дальше «Халк крушить. Халк ломать». Но мультфильм про него таки выбивается из компании «Мегамозга» и «Гадкого я».

Разница в том, что там персонажи старались стать хуже, злее и страшнее, но получалось одно сплошное мимими. Здесь же наоборот — абсолютно добрейший, но общепризнанный злодей Ральф после тридцати лет одиночества и жизни на свалке в отчаянии убегает завоёвывать всеобщую любовь и понимание. Хоть какое-то.

Небанальность мультфильма в первую очередь в том, что все персонажи в нём — не заговорившие животные и не человеческие карикатуры, а герои видеоигр — настоящие или выдуманные (но явно компетентными людьми). А все события происходят внутри виртуальных миров, кабелей и огромного переходника для розеток, играющего роль вокзала. Подавляющему большинству лиц, мелькающих в кадрах в камео, намеренно не меньше лет двадцати, и каждое из них воплощает в себе какую-то тьму воспоминаний, ностальгии и даже эпоху. Причем, далеко не всё можно разглядеть, вспомнить и разгадать с первого раза — без стоп-кадра не получится.

Первая треть «Ральфа», до того, как авторы окончательно уходят в сюжет, получилась страшно игроманской и гиковской. Туча шуток и отсылок, понятных только определённой категории людей, для которых понятие о видеоиграх не ограничивается злобными птицами и вредными свиньями. Целый культурный пласт, который, правда, у нас различают гораздо меньше людей, чем в тех же Штатах. Шутят на самом деле про всё и очень актуально — и про шутеры от первого лица, и про их «драматичные сюжеты», и про «ретро — это сегодня модно», и про низкий фрейм-рейт, и про графику с её детализацией, и про большие глаза боевых, но крайне сексуальных героинь, и про многое другое.

Фактически это новая «Корпорация монстров», и даже лучше — потому что богаче и свежей всей этой виртуальной темы не найти, материала хватит хоть на сериал, а программные условности могут вдохновить на куда более трогающую и умную историю, чем мультяшный американский пирог. «Ральф» тому прекрасный пример. В какой-то момент, когда действие полностью переходит в ванильную страну в духе «Спиди-гонщика» и начинаются неожиданно удачные шутки с продакт-плейсментом, весь конфликт внезапно становится чуть сложнее, чем обычно позволяют себе голливудские мультфильмы, и даже Pixar.

И вот уже одни недовольные несовершенством вселенной играют в богов, эгоистично балуясь с исходным кодом, а другие снова и снова выбирают из двух зол — с соответствующим отрезвляющим драматизмом. Даже потом, когда жанр берёт своё, приплывает какое-то счастье, и все начинают танцевать, нет жуткой фальши слепого хеппи-энда. В мимолётном взгляде Ральфа в окно через игровой зал чувствуется такая же честность и мудрость, как во взгляде Вуди в финале «Истории игрушек 3» — смирение перед неизбежным. Перед правилами игры, в которую, хотим того или нет, играем все мы.

До встречи в кино.

Автор: Гоша Берлинский