«Экспат» - стремительный шпионский триллер на фоне уютных бельгийских домиков с Аароном Экхартом в главной роли. На этот раз нечленораздельное название фильма не удалось не только переводчикам в нашем прокате, но и создателям фильма. Экспат – эмигрант, по нашему. Но герой Экхарта живет в чужой стране всего какой-то месяц, переехал по работе, так что эмигрантом в том смысле слова, в котором мы его употребляем, не является.

В то же время все трудности и опасности накладываются на его ощущение «чужой в чужой стране», что, вроде бы, важно. А с третьей уже стороны – как это может быть важным агенту ЦРУ, пусть и полгода, как уволенному? Бывших агентов не бывает, а чужие страны для разведчиков – практически их, разведчиков дом родной. В смысле, что они там, вроде бы, должны чувствовать себя, как рыбы в воде?

Так вот нет. Система дала трещину. Собственно, этот аккуратный и камерный шпионский боевичок, главным образом о них и рассказывает – о трещинах.

Вот, матерый црушник чувствует себя не в своей тарелке – и где? В преуютной и прекомфортной Бельгии, стране, которая кажется вымышленной – до того там все, как надо. А перед тем он же пошел против командования, не выполнил приказ на уничтожение какого-то там врага государства – начал сомневаться в том, что участвует в борьбе за справедливость. Что-то подозревать начал.

И точно так же – его же родная дочь – сомневается в нем самом, подозревает, чуть что – бросается суровыми обвинениями и совсем не хочет войти в положение и положиться на него, отца, во всем. В общем, связь времен распадается и мир трещит по швам на всех направлениях.

А как славно все начиналось! Молодой симпатичный папаша, дочка-студентка, европейская столица, он – на престижной инженерной должности, она – начинающий, но подающий надежды фотограф, учится в школе искусств…

Из первой – безоблачной - части фильма зритель, тем не менее, может вынести полезной информации больше, чем вообще он получил за последние месяцы своей жизни: вам будет показано, как обмануть систему безопасности, кодом к которой служит радужная оболочка глаз очень узкого круга лиц. Просто, как все гениальное: нужно к идентификатору поднести мобильник, на который заранее сфотографировать 50 разных глаз. Не миллион, не тысячу – пятьдесят! Это же каждый может!

Вот так мы, зрители, поняли, что симпатичный папа работает в конторе посерьезнее, чем домоуправление. А дальше… Превращение милой семейной драмы между симпатичными молодыми отцами и бойкими взрослыми детьми в нормальный шпионский боевик происходит в тот момент, когда, войдя утром – как обычно – в свою контору – папа не обнаруживает там никого и ничего, никаких следов, голые стены и никогда здесь ничего не было…

Эх, если бы это чудесное мгновение полнейших непоняток и легкой шизофрении можно было продлевать в кино подольше... (Вообще, вот это состояние "я - не я и лошадь не моя" в кино выглядит всегда необъяснимо привлекательным, хоть и пугающим. Почти таким же привлекательным, как путешествия во времени или попадание в параллельную реальность. Почему-то.)

Но – нет, дальше погнали уже совсем в другом темпе, стреляли, догоняли, убегали, выводили на чистую воду и, понятное дело, всех победили. По пути встретили нашу главную шпионскую красавицу – Ольгу Куриленко. Скажем прямо, модель для рекламы шампуня из нее пока получается убедительнее, чем сотрудница ЦРУ. В общем, в фильме "Экспат" легко обошлись бы и без нее.

А без этого фильма вообще? Ну, все-таки – нет: Экхарт – симпатичный, Брюссель – уютный, не говоря уже о секрете с радужной оболочкой – который должен знать каждый.