Фильм необычно короткий по хронометражу, всего каких-то, даже вместе с титрами, не более чем час и двадцать минут, но удивительно насыщенный событиями и эмоциями. Хотя событие по большому счету там одно - две супружеские пары встречаются для того, чтобы обсудить драку их детей, в которой один мальчик избил другого палкой. То есть одни пришли извиняться, а другие принять извинения, как то предписывают правила цивилизованного культурного общества.

Однако, проблема нашего общества в том, что мы псевдокультурные и псевдоцивилизованные, а на самом деле нами управляет Бог Резни - именно эта идея и заложена в фильме, созданном по книге "Бог Резни". Книгу я, признаюсь честно, не читал и знаю о ней только из титров, потому насколько режиссер был близок к печатному оригиналу, сказать затрудняюсь. Но сам фильм хорош. Тут еще нужно обязательно отметить, что режиссер и сценарист - Роман Полански.

Все действие происходит в четырех стенах одной квартиры, актеров второго плана нет в принципе, если не считать группу мальчишек, когда показывают драку, но их действительно можно не считать. А так, все строится исключительно на игре только четырех актеров. Причем состав подобрался, на мой взгляд, идеально - Кристоф Вальц, Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Джон Рейли. Всех четверых нельзя назвать заурядными, они действительно хорошие актеры, и персонажи, которые им достались, были исполнены ими блестяще.

Фильм отлично демонстрирует то несовпадение между мыслями и словами, между внутренними желаниями и совершаемыми поступками, которое существует в современном человеческом обществе повсеместно, на примере двух семейных пар. Общество диктует людям высокие нормы поведения, но при этом большая часть общества еще не отошла от своих первобытных инстинктов и позывов.

Высоконравственных людей не так много, для которых, так называемое аристократическое поведение, которое мы стереотипически ассоциируем с манерными английскими лордами, было бы абсолютной нормой и гармонией внутреннего содержания с внешними проявлениями. Большинство, как это не грустно, живет за ширмами, говорит вам: "Здравствуйте!", а думает: "Ну, когда же ты сдохнешь", ну, или в лучшем случае ничего не думает, потому что ему все равно будете вы здравствовать или нет, просто положено так сказать, вот он и говорит.

Данила - главный герой дилогии Брат - хорошая иллюстрация единства формы и содержания, правда, тут типаж несколько не дотягивающий до высоконравственного и аристократичного, но зато, что подумал, то и сказал, без ширм и лукавости. Если помните, во второй части дилогии был такой диалог, когда главные герои были в США.

- Ему что интересно как у меня дела?

- Нет.

- Почему тогда спрашивает?

- Так принято.

Человек искренне недоумевает, зачем спрашивать то, что тебе неинтересно, что тебе не нужно.

Я сейчас не говорю о том, что бескультурье лучше искусственной культурности. Взять вот проводницу в поезде, которая вечно ходит с недовольным злым лицом и хамит пассажирам. Вроде как тоже единство формы и содержания получается. Но ведь тоже ничего хорошего, как и ничего хорошего ее антипод - стюардесса с искусственной натянутой пластмассовой улыбкой. Крайности - всегда плохо.

Просто если заставлять всех постоянно улыбаться и говорить то, что они не думают, и вести себя так, как они не хотят, то зачем потом удивляться громадному росту психических заболеваний, суицидов, очередям к психоаналитикам, переполненным дурдомам? А ученые потом собираются и думают: "А почему? А кто виноват? И что делать". "А потому что гладиолус" (С) КВН.

На мой взгляд, ответ вполне очевиден, обществу нужно привитие реальных ценностей и культуры, а не насаждение искусственных. Только это никому не нужно, куда проще все спрятать на задний двор и демонстрировать красивый парадный фасад. Но потом и получаются ситуации как в фильме Резня. И Бог Резни еще столетия, на мой взгляд, будет парить над человечеством.

На всякий случай отмечу, что несмотря на такое довольно кровавое название, всякий экшен и насилие отсутствуют. Это все-таки картина Романа Полански, а не Квентина Тарантино. Вся резня исключительно словесная. И еще раз доброе слово для актеров, которые отлично передали переход от искусственных улыбок к оскаленным клыкам, показали слетающие в определенных ситуациях маски.

Резюмирую. Отличное кино, которое, на мой взгляд, стоит посмотреть всем. По крайней мере, если человек не зашорен сам донельзя и потому будет всячески порицать героев и выражать им свое "фи", то оно должно ему понравиться.

Автор статьи: Медведь Грызли