«Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (“Abraham Lincoln: Vampire Hunter”), 2012 Режиссёр: Тимур Бекмамбетов Сценарист: Сет Грэхэм-Смит Оператор: Калеб Дешанель Композитор: Генри Джекман Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Тим Бёртон В ролях: Бенджамин Уокер, Доминик Купер, Энтони Маки, Мэри Элизабет Уинстед, Руфус Сьюэлл, Джимми Симпсон и другие.

Одно дело продюсировать дерьмо, другое — снимать. Со вторым у Бекмамбетова до недавнего времени было ещё нормально. Но уже трейлеры «Линкольна» красноречиво говорили: ангел смерти российского синематографа сам поверил в собственную формулу развлекательного кино, беспощадного в своей бессмысленности и глупости. Безымянные авторы трейлерхаусов лепили весь экшен под пафосное словцо, потому что выбора-то не оставалось — художник Тимур заранее отсёк всё лишнее.

Когда Линкольн бегает за вампирами с топором, желая головку отрубить, да самому не порезаться, то фильм ещё живет. Вот тут, не обремененный нарративом, освобождённый режиссёр ещё что-то ищет, куда-то двигается и даже что-то находит. За скромную денежку героя бросают то в погоню с табуном, то в драку на поезде — и в обоих случаях он словно в центре бури, посреди пыли, ветра, хищных лиц и нарисованного мусора. Дерзкие парни кидаются лошадями, как снежками, бодренько по ним скачут и прыгают с вагона на вагон под рушащимся мостом — зрелище занимательное, пусть и в основном — откровенный мультфильм, чуть ли отдельные пиксели не летят.

Разрубить голову, пустить кровушку в слоу-мо, сунуть лицо в печь или устроить очередной парад спецэффектов — это Бекмамбетову нравится, подать по-прежнему умеет, пускай уже не сквозит из каждого кадра немой крик «смотрите, как я умею!». Ему следовало бы слегка сменить специальность — не режиссёр, а постановщик экшна. Пусть кто-нибудь другой занимается этими непонятными сценариями, какими-то диалогами и прочей ненужной для кино ерундой. Ему же на это глубоко и откровенно наплевать — чуть-чуть пошалив с лошадками, он возвращается к дежурной работе, при которой даже пальцем не шевелит, чтобы актёры перестали выглядеть идиотами, а наивность сценариста не вываливалась на первый план и не выглядела бы дуростью.

Замах, конечно, большой — почти байопик для детей. Как минимум половину хронометража юный Линкольн работает под прикрытием в лавке, читает учебники и флиртует с дамами, а по вечерам играет в Ван Хельсинга и супер-дровосека, неся месть в массы. При этом Бенджамин Уокер, его играющий, похож скорее на одутловатую и крайне оглупевшую версию Бенедикта Камбербэтча. Настоящий жизнерадостный идиот, вокруг которого вьются невнятные личности и импозантные мужчины в солнечных очках и который хохочет с сенаторами на светских раутах, потому что его с хозяином лавки кто-то пригласил.

Но это самая обстоятельная часть — затем начинается утренник в картонном Белом доме с фальшивыми бородами, отвратительно показанным бытом и вставными номерами из «Патриота», потому что за окном гражданская война. Уже бородатый, залитый гримом Уокер как бы пафосно превозмогает личные тяготы ради судьбы страны, произносит пламенные речи, чёрных любит, спасает каждого северянина лично и уезжает на встречу с Джоном Бутом...

Только для Бекмамбетова всё это — белый шум. Он не задумывается над тем, чтобы мелодрама не показалась пошлой, а происходящее в Белом доме не выглядело целомудренным порно, снятым в подвале за деньги на мороженое. Когда в самый драматичный момент, напрочь убитый режиссёрским равнодушием, Уинстед начинает эмоционально лупцевать Уокера, причитая «Ты виноват!», становится как-то неудобно — и за себя, и за неё. Не потому, что играет она неубедительно, а наоборот — её старания выглядят неуместными среди бесконечной фальши. Что это за станиславский в трэше? Уберите неадекватную.

Ещё лучше с сюжетными поворотами. Нет ничего неожиданного, удивительного или трогающего в сценах «да ты вампир» и «да он нас обманул». Отметьте в отчёте, что есть поворот — и едем дальше. Единственная неожиданность всего фильма — персонаж Джимми Симпсона, потому что в его поведении не разберётся даже чёрт — настолько суровы Бек и Грэхэм-Смит. Вроде как герой свой, но постоянно подозрительно меняется в лице, кривится, нагло путая и не пускаясь в объяснения. Даже когда цирк заканчивается, до конца так и остается неясным, на чьей он был стороне или он сам по себе такой, загадочный.

Зато окончательно понятно, что с Беком. Помолитесь за него кто-нибудь. И любите кино.