Гай Пирс, погружённый в образ последнего киногероя, несётся на мотоцикле по автостраде. Он оставляет за собой череду нарисованных взрывов и растворяется в грязно-зеленом фильтре, будто только что вылетел из другого фильма, короткометражного. Оба режиссёра выскочили после короткого метра “Prey Alone” и в первые минуты своего большого дебюта, начиная допросом с пристрастием и заканчивая автострадой, они то и дело неприкрыто и даже с упоением занимаются цитированием самих себя.

Тогда, в 2005-ом, имея копейку в кармане, несколько персональных компьютеров и зелёную простыню, они сняли фантастический боевик, в котором уместилось почти всё. Теперь у них было двадцать миллионов, выделенных Бессоном, чтобы сделать, по сути, тот же производственный выверт, но слегка подлинней.

И справляются они вполне успешно. Сами себе сценаристы, сами операторы. Буквально на коленке вырисовывают энергичный боевичок с космическими тюрьмами, стрельбой по тарелочкам в вакууме и зажигательным, но уж больно стремительным падением в стратосферу.

Ловко изворачиваются на монтаже, жонглируя кадрами, фильтрами, бликами, ускорениями, заставляя поверить, что перед тобой не три с половиной декорации, а в разы больше. Пирс, псевдо-блондинка и целая свора массовочных заключённых двадцать раз пробегают по одному и тому же коридору, но от осознания этого постоянно отвлекают космические панорамы, психопатические взрывы Джилгана и бесконечные шуточки главного героя.

Угорающий по девяностым и курящий, когда уже никто не курит, агент Сноу Пирса абсолютно стереотипен, но в том числе и поэтому он прекрасен. В этом старомодном забеге ему самое место — с шовинистическими манерами, показательным равнодушием («ломай меня полностью») и сигаретами. Он входит в кадр — и в гигантском сортире, летающем вокруг Земли, становится солнечно, жизнерадостно и даже трупы, кажется, смеются. Но стоит ему пропасть, как фильм начинает медленно падать в пропасть, как и эта злосчастная тюрьма.

Что это за сценарный бардак? Хорошие остроты Пирсу написали — молодцы, конечно, но что ж вы сразу за пирожком лезете, когда в собственных идеях разобраться не можете. Большую часть времени герои старательно шляются по космической тюрьме, то предсказуемо догоняя, то предсказуемо убегая, чтобы в последние десять минут режиссёры-сценаристы вспомнили, наконец, о главной сюжетной линии.

Зачем она вообще была нужна — не слишком понятно. Тем более что авторы не удосужились даже толком объяснить, к чему у них страшная загогулина про эксперименты над людьми. В подобном би-муви эгоистичные мотивы главного бойскаута можно было объяснить и покороче. Зато практически весь хронометраж занимает удивительная «история от Люка Бессона», в действительности избитая до степени анекдота. Агент Сноу отправляется в бунтующую тюрьму спасать дочку президента, даёт всем прикурить, шутя выполняет миссию — и достаточно, все танцуют. Джейсона Стэйтама для подобных историй до сих пор хватает за глаза, что уж говорить про Гая-хохмача.

А так, перед самым уходом в закат, включается какой-то экстренный выпуск «ломающих» новостей, внезапно обнаруживающих в этом балагане шпионский детектив и двадцать неожиданных поворотов. Какие-то крысы, какие-то подставы и шахматы-разводки, какие-то чемоданчики и камеры хранения — эта каша из совсем другого фильма. Если бы не Пирс-Сноу, она наверняка добила бы фильм, любопытный как пример удачной съёмки в условиях дефицита бюджета, однако проходной в целом.

Вот такое кино.

Автор статьи: Гоша Берлинский