Показанные в конкурсе Каннского кинофестиваля новые фильмы режиссеров-обладателей «Золотой пальмы» не подтвердили величия их создателей

Долгожданный опус знаменитого австрийца Михаэля Ханеке «Любовь» - это доскональная хроника умирания, физиологический и психологический очерк процессов, разворачивающихся с телом умирающего и душой его ближних.

После двойного инсульта медленно и мучительно прощается с жизнью пожилая пианистка (Эмманюэль Рива), ее столь же пожилой супруг (Жан-Луи Трентиньян) стоически переносит все связанные с этим неприятности, демонстрируя на практике свою любовь к жене (ожидавшихся издевательств над прекрасным чувством фильм не содержит), высшим доказательством которой становится ее финальный акт и трагический аккорд — сколь предсказуемый, столь и неизбежный.

Тема ухода из жизни регулярно привлекает к себе великих (и не очень) кинематографистов. Выдающемуся режиссеру Михаэлю Ханеке («Пианистка», «Белая лента»), к прискорбию, не удалось добавить к ней ничего нового. Для оживления камерного сюжета привлечены: некоторое количество снов и старческих галлюцинаций; поимка голубя, залетевшего в квартиру стариков в качестве святого духа; вялые препирательства с буржуазно настроенной дочерью (Изабель Юппер), озабоченной, в основном, недвижимостью, и бодрящее выяснение отношений с нерадивой русской медсестрой (Динара Друкарова), радостно пославшей Трентиньяна куда подальше.

Минимализм, которого придерживается Ханеке в «Любви» (старик всего однажды отвесит умирающей жене оплеуху, а невесть что вытворявшая в «Пианистке» Юппер и вовсе ни разу не поднимет руки на родителей), конечно, достоин всяческого восхищения, но только в виду отсутствия иных поводов для восторга.

Но если «Любовь» — просто не лучший фильм выдающегося режиссера (не обязан же он каждый раз выдавать шедевры), то новое свершение привилегированного румына Кристиана Мунжу «За холмами» - вполне себе оглушительный провал. После триумфа «Четырех месяцев, трех недель и двух дней» четыре года назад в Каннах от Мунжу ждали очередного шедевра.

Он же предъявил типичный «второй фильм» (хотя по факту он у него третий), снятый на волне грандиозного успеха «первого». Видимо, исключительно с целью не дать себя забыть Каннам, а значит, и миру. Снова в центре сюжета — отношения двух подруг. Одна, Войчита, — монашка в православном монастыре, вторая, Алина, приехала к ней из Германии, где была на сезонных работах. Девушки вместе росли в детдоме, где между ними случилось нечто вроде лесбийской любви. Временно поселившись в монастыре, Алина делается совсем бесноватою в безуспешной попытке вырвать любовницу из удушающих объятий религии.

Потому монахи, привязав ее собачьей цепью к кресту, принимаются усердно изгонять из нее дьявола — и изгоняют-таки, вместе с жизнью! Сюжет этот, ранее прекрасно освоенный немецким режиссером Хансом-Кристианом Шмидом в картине «Реквием» (с выдающейся актерской работой Сандры Хеллер), размазан на изнурительные два с половиной часа экранного времени, за которые хочется, чтобы отдала Богу душу не только грешница Алина, но и святая Войчита, беспрерывно лепечущая что-то на одной богоугодной ноте.

Какая разница по сравнению с героинями «Четырех месяцев...», чьи судьбы и отношения вызывали и интерес, и волнение! Новый фильм Мунжу может произвести впечатление на оголтелых оппозиционеров православной церкви, поскольку он содержит некоторое количество критики ее догматов. Но для того чтобы работать хотя бы на уровне публицистики, кино должно питаться одержимостью его авторов. Здесь же никакой одержимости нет и в помине, есть лишь холодная калькуляция будущих побед в Каннах.