Фраза о «бессмысленности и беспощадности» в полной мере характеризует направление в американском (в том числе) кинематографе, иначе именуемое «эксплотейшн», или попросту трэш. Тематика, набравшая небывалую популярность в семидесятых годах прошлого века, сегодня появляется на экранах достаточно редко, но метко. Во всех цивилизованных странах подобная продукция, как правило, получает рейтинг «Только для взрослых», демонстрируется в ограниченном количестве кинотеатров и закономерно собирает очень скромную кассу.

Само собой, говоря о бессмысленности этих фильмов (яркие представители жанра – «Планета страха», «Пристрели их!», «Отправь их в ад, Мэлоун!», «Мачете» и др.), я немного утрирую. Сюжет в них, безусловно, присутствует, но крайне примитивный и зачастую мало реалистичный. В задачу главного героя или героев, как правило, входит максимально жестокое уничтожение вражеских полчищ, в качестве которых могут быть и зомби, и инопланетные захватчики, а также мафиози или, как в случае с «Сумасшедшей ездой» Патрика Люссье, полубезумные сатанисты.

Что касается «беспощадности», то здесь двух мнений быть не может – все фильмы этого направления максимально напичканы жестокими убийствами, кровавыми подробностями и зловещими маньяками, возводя эскалацию насилия в некий культ. С одной стороны, эта специфика резко сокращает потенциальную зрительскую аудиторию, ибо лицезреть на экране оторванные конечности далеко не каждому по вкусу. С другой стороны, подобные картины вносят некое разнообразие в ряд выхолощенных голливудских боевичков и триллеров, в которых брутальные мужики и злобные гангстеры зачастую общаются языком, более подходящим для детского утренника.

…Однажды утром в безымянном городишке появляется незнакомец, явно не вписывающийся в добропорядочную среду пуританской Америки. Он пользуется успехом у женщин, предпочитает потреблять крепкие спиртные напитки из горла и таскает с собой целый арсенал, от дробовика до весьма впечатляющего пятиствольного обреза ручной работы. Незнакомца зовут Джон Милтон, и он явно не собирается соблюдать какие-либо законы или соответствовать принятым нормам общения. Он прибыл в эту местность отнюдь не случайно. Прибыл оттуда, откуда обычно уже не возвращаются.

Милтон не понаслышке знает о существовании преисподней. Покинув Ад, Джон собирается вернуть должок убийцам его родной дочери и попытаться спасти свою внучку из лап секты поклонников Дьявола. Их предводитель, богомерзкий Джона Кинг (Билли Бёрк), планирует принести ребенка в жертву, чего Милтон никак не может допустить.

Главная проблема Милтона состоит в том, что за ним из преисподней на Землю последовал еще более мрачный, хоть и не лишенный саркастического юмора, персонаж – счетовод Дьявола (Уильям Фихтнер), в задачу которого входит немедленное возвращение беглеца обратно в котел. И если методы Милтона покажутся вам излишне жестокими и прямолинейными, то его преследователь вообще не привык слышать отрицательных ответов…

«Сумасшедшая езда» Патрика Люссье катастрофически провалилась в родном прокате, несмотря на то, что этот жестокий боевик получил в свое распоряжение более 2200 киноэкранов, включая трехмерные залы, ибо лента снималась в формате 3D. Для сравнения, «Мачете» Роберта Родригеса с тем же рейтингом R демонстрировался на 2600 киноэкранах и сумел заработать своим создателям почти 27 миллионов долларов. «Сумасшедшая езда», на которую было потрачено не 20, а все 50 миллионов, за две недели даже не дотянула до пятой части этой суммы. Иначе как кошмарным, подобный финансовый результат не назовешь.

Впрочем, деньги – отнюдь не главное. В конце концов, те же оскаровские номинанты, в большинстве своем являясь лентами достойными, чаще всего зарабатывают в кинотеатрах сущие копейки. Причина зрительского равнодушия к «Сумасшедшей езде» кроется не столько в низком качестве продукта, сколько во вторичности происходящего на экране.

Николас Кейдж, если честно, уже порядком утомил ролями суровых неразговорчивых парней с одной-единственной эмоцией на небритой роже. «Призрачный гонщик», «Опасный Бангкок», «Время ведьм». Во всех этих лентах Кейдж одинаковый, и зритель попросту устал внемлить его немногословным героям, предпочитая более свежих исполнителей, вроде Джейсона Стэтхэма или Джейка Джилленхола. Это отнюдь не значит, что Кейдж перестал быть суперзвездой Голливуда, ему по-прежнему удаются менее ангажированные, драматические («Плохой лейтенант») или наоборот, пародийные образы («Пипец»). Однако если актер продолжит собственными руками загонять свою карьеру в угол, он и впрямь может очутиться на обочине мейнстрима, перейдя целиком и полностью в категорию «Б».

В противовес взъерошенному Кейджу, его партнерша по фильму, красавица Эмбер Хёрд из сериала «Блудливая Калифорния» и лент «Никогда не сдавайся» и «Альфа Дог», смотрится на своём месте. Этакая разбитная деваха, которой что ноги раздвинуть, что в челюсть двинуть – как два пальца об асфальт. Это фирменный номер ее машины «DRVANGRY» (drive angry) превратился в заголовок ленты, намекая на буйный нрав дамочки. Хёрд, в отличие от невыразительного Кейджа, буквально взрывает своими эмоциями каждый кадр, реагируя бурно и шумно.

Но всех вышеперечисленных персонажей легко переплюнул Счетовод в исполнении Уильяма Фихтнера (сериал «Побег из тюрьмы»). Элегантный, педантичный и чрезвычайно жестокий, его Счетовод в то же время не отказывает себе в удовольствии пошутить с очередной жертвой. Юмор у товарища преимущественно черный, но не будем забывать, что и работа у него соответствующая.

Фильм действительно почти полностью снят в 3D, но за исключением нескольких явных моментов его использования, сей факт в глаза не бросается. К трехмерной картинке достаточно быстро привыкаешь, и новшество перестает радовать, в то время как очки ощутимо давят на переносицу в течение 100 с лишним минут. «Сумасшедшая езда» – еще один повод обратить внимание на необязательное применение 3D в кино, которое не привносит в конечный продукт никакой добавочной ценности (за исключением стоимости билета на трехмерные сеансы), зато существенно удорожает съемки. В случае с картиной Патрика Люссье именно это несоответствие затрат и ожидаемых прибылей и стало в конечном счете причиной весомых убытков.

Резюме. Фильм оставляет двойственное впечатление. Разум подсказывает, что количество трупов, крови и насилия явно превышает рамки дозволенного, в то время как глаза требуют продолжения банкета. Несмотря на простенький сюжетец, картина динамичная, радующая яркими красками. Авторы, понимая, что одним Кейджем сегодня зрителя не удивишь, постарались сократить диалоги по максимуму, оставив больше времени на погони, перестрелки и персонажа Уильяма Фихтнера. От финансового краха в прокате картину это не спасло, но один раз «Сумасшедшую езду» посмотреть можно.

Автор: Евгений Жарков