Повесть о настоящем человеке

Давным-давно жили люди, которые боролись, искали, находили и не сдавались. Среди них было место и старикам, и подросткам, не было среди них только трусов и предателей. А уж если заводился вдруг, заползал гремучей змеей в их круг человек подлый, то месть была страшна и неотвратима. Это, безусловно, несколько утрированная историческая сноска, но точно так же немного гиперболизируя, сгущая краски и максимально акцентируя контрастность, об этом рассказывает фильм «Железная хватка», который уже 11 февраля выходит в российский прокат. Фильм, который понравится всем.

Погоня в горячей крови

Четырнадцатилетняя девочка Мэтти (дебютная роль Хейли Стайнфелд) косичками напоминает Пеппи Длинный Чулок, а стальным взглядом – Алису Селезневу в сложных ситуациях. Мэтти нужен наемник для поимки убийцы ее отца, и ее выбор падает на обладателя «железной хватки» одноглазого Рустера Когберна (в исполнении обладателя «Оскара» Джеффа Бриджеса), легендарного охотника за головами. Вместе с Рустером она погонится по прериям, пустыням, горам и лесам за улепетывающим, словно трусливый заяц, преступником. И, разумеется, враг от этой парочки не уйдет.

Первое, что надо сказать о «Железной хватке»: братья Коэны изменили себе. До сих пор эти живые классики Голливуда славились тем, что любой их фильм прикидывается не тем, что он есть. Они снимали кантри-мюзиклы, гангстерские боевики, полицейские детективы – но каждый раз под развлекательным слоем обнаруживалось двойное дно. Именно поэтому так трудно было определять жанры их фильмов – ну не считать же, в самом деле, «Серьезного человека» всего лишь комедией, а «Старикам здесь не место» - исключительно триллером?

Так вот. Жанр «Железной хватки» определяется легко. Это идеальное семейное кино. Такого уже давно не делают. Сейчас «семейным кино» называют в основном сопливые сказки для инфантильных тинэйджеров, а если в кадре погибает хотя бы один герой (пусть даже он самый «злодейский злодей»), то возрастной ценз стремительно растет. Но мы-то, мы росли на совсем других фильмах и книжках. «Неуловимые мстители» и прочие «Макары-следопыты» не стеснялись вступать в противоборство с взрослыми и совсем не «комиксовыми» негодяями.

Аркадий Гайдар сам командовал полком в 16 лет, и в своих рассказах описывал мальчишек и девчонок, которые знали, в чем правда, и умели за нее бороться. Мэтти из «Железной хватки» - из той же компании. От героев же Астрид Линдгрен отличается тем, что в путешествие отправилась не в поисках приключений, а по необходимости. Настоящая леди с дикого запада знает, что месть – это не удовольствие, а необходимость, почетный долг. А долги надо отдавать.

Достояние республики

Если Мэтти – пример для подражания подростков всего мира, то ее пожилой спутник – практически недостижимый идеал настоящего рыцаря без страха и, по крайней мере в трезвом виде, без упрека. Рустер Когберн для американской культуры – персонаж культовый, как Индиана Джонс или Джон Диллинджер. Достаточно сказать, что образ одного из героев цикла о Гарри Поттере, Аластора Грюма (также известного под уважительным прозвищем «Грозный глаз»), почти в точности копирует Рустера из «Настоящего мужества», фильма 1969 года, в котором его сыграл великий Джон Уэйн (и за который, к слову, получил свой долгожданный единственный «Оскар»).

Когберн из тех людей, что могут служить материалом для гвоздей: его сила не только и не столько в умении метко стрелять, сколько в непоколебимой уверенности в своей правоте, ради которой и жизнью рискнуть не страшно. Он вечно пьян, ворчлив и всем недоволен, но он истинный и истый джентльмен. Такие герои на экранах не появлялись давно, уступив место вечно рефлексирующим и до отвращения политкорректным супергероям в трико. В этом плане Рустер Когберн – духовный прадедушка героя уже постсоветского и не совсем семейно-детского кино Данилы Багрова, убийцы с человеческим лицом.

Берлинский роман

На самом деле, вопреки стереотипу, вовсе не все фильмы, награжденные «Оскарами», являются хорошими. Будем откровенны – многие из них вообще никуда не годятся. Если бы не внутренние политические разборки киноакадемиков, не видать бы этим проходным картинам никаких статуэток. А без «Оскаров» на эти фильмы ни за что не пошли бы зрители. Вам же знакомо это чувство, когда, выходя из кинотеатра, обещаешь себе «больше никогда не пойду на «оскаровские» фильмы»? Так вот, «Железная хватка» - совсем другой случай. 10 номинаций но «Оскар» - адекватная оценка достоинств картины. Скорее всего, статуэток самим братьям Коэнам не достанется в этот раз – у них и так много, очередь молодежи пришла.

Зато велика вероятность, что фильм завоюет «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале (недаром в крошечном эпизоде появляется человек-медведь, который не имеет прямого отношения к сюжету, но задает тон всему фильму). И вот что поразительно: 10 февраля «Железная хватка» открывает один из двух (наряду с Каннами) престижнейших кинофестивалей в мире, а уже на следующий день начинается прокат фильма в России – подобной оперативности за последние годы удостаивались разве что стопроцентные блокбастеры, беспроигрышные варианты. Впрочем, новый фильм братьев Коэнов и есть беспроигрышный вариант – ведь он обречен на успех и у критиков, и у зрителей.

Автор: Аарон Зюс