Британский журнал о кино Empire проштудировал историю самой главной кинопремии мира и обнаружил, что несправедливостей в ней хватало.

Плод трудов британцев как никогда актуален, ведь в этом году на «Оскар» претендуют десять фильмов, один краше другого. Определить лучший будет сложно, зато и кто бы не выиграл, киноманов не устроит ни один варинант.

1. Лучший фильм-1977: «Рокки» вместо «Телесеть»

Обличительной ленте о масс-медиа, и о том «что нет никакой Америки, нет никакой демократии, есть только корпорации» академии предпочли душещипательную историю «золушки в боксерских перчатках». Впрочем, их трудно осудить – в том году на «Оскар» претендовал также «Таксист» Скорсезе. «Телесеть» же получила рекордное количество статуэток в актерских номинациях, чем и утешились продюсеры картины.

2. Лучший режиссер-1981: Роберт Редфорд («Обыкновенные люди») вместо Мартина Скорсезе («Бешеный бык»)

Специалисты до сих спорят, что такого было в режиссерском дебюте Редфорда, что позволило ему обойти биографию великого боксера? Многие сходят на том, что респектабельная и сделанная по всем канонам семейная драма Редфорда куда больше пришлась по душе консервативным академикам, чем черно-белое, жесткое и жестокое полотнище Скорсезе.

3. Лучшая актриса-1998: Хелен Хант («Лучше не бывает») вместо Джуди Денч («Миссис Барун»)

Легенда Голливуда Кэтрин Хепберн как-то сказала, что «хорошие актеры часто получают «Оскары» за плохие роли». Джуди Денч шесть раз номинировалась на «Оскар», но победила только однажды, получив в 1999 статуэтку как лучшая актриса второго плана во «Влюбленном Шекспире», в котором ее героиня появляется на экране всего на восемь минут. А годом ранее она проиграла в более престижной номинации Хелен Хант, средней руки актрисе, непредсказуемо оказавшейся в фаворе у академиков.

4. Лучший фильм-2006: «Столкновение» вместо «Горбатая гора»

Трудноперевариваемой драме о ковбоях-гомосексуалистах, разрушивших свои жизни ради страсти, академики предпочли приторную социальную драму о победе политкорректности над расовыми предрассудками. Когда пик интернационализма в Америке прошел, художественные достоинства «Столкновения» стали подвергать сомнению. Но «Оскар» же не перевручишь.

5. Лучший режиссер-1980: Роберт Бентон («Крамер против Крамера») вместо Фрэнсиса Форда Копполы («Апокалипсис сегодня»)

Коппола пережил инфаркт, гражданскую войну, истерики Марлона Брандо, тайфун целый год снимая величайший фильм о войне. Увы, академиков все это впечатлило куда меньше, чем судебно-семейная драма Бентона, которая, конечно, тоже классика, но несколько иного рода. Возможно, против фильма Копполы сыграл «Охотник на оленей», еще один фильм о Вьетнаме, получивший «Оскара» годом ранее. А возможно, вручив Фрэнсису Форду статуэтку за второго «Крестного отца», они посчитали, что наградной лимит режиссера исчерпан.

6. Лучший режиссер-1959: Винсенте Минелли («Жижи») вместо Альфреда Хичкока («Головокружение»)

«Оскар» 1959 года стал, возможно, самым скандальным в 50-е во многом из-за того, что фильм Хичкока не получил ни одной номинации! Режиссеру вообще не везло – пять раз за свою карьеру он номинировался как лучший режиссер, но награду не получил ни разу. Но случай с «Головокружением» особенно обидный. Фильм был по-настоящему новаторский, даже сейчас, спустя полвека, его цитирует и по нему учится современное поколение режиссеров. Увы, награда ушла шаблонному мюзиклу, который в тот год выиграл во всех девяти номинациях, в которых был представлен.

7. Лучший режиссер-1982: Уоррен Битти («Reds») вместо Стивена Спилберга («Индиана Джонс и искатели потерянного ковчега»)

Слоган фильма Битти обещал «самую эпическую историю любви со времен “Унесенных ветром”». Фильм о американском журналисте, после Первой мировой сбежавшем со своей возлюбленной в Россию, где шла революция отечественному зрителю покажется очередной «клюквой». Впрочем, академикам, с историей плохо знакомым, это не помешало предпочесть ленту творению Спилберга. Ну что ж, история расставила все по своим местам.

8. Лучший режиссер-1995: Роберт Земекис («Форрест Гамп») вместо Квентина Тарантино («Криминальное чтиво»)

Оба фильмы были чудесными. Земекис соединил воедино драму, черный юмор, музыкальные номера и настоящий эпический размах. Тарантино умудрился подать сложносочиненную историю зрителям так, чтобы у них не закипали мозги при попытке уследить за хитросплетениями сюжета. «Гамп» и Земекис оказались более масштабными и чуточку более патриотичными – многие академики посчитали, что фильм в первую очередь не о человеке, а об Америке. За что и получили «Оскар».

9. Лучший актер-1999: Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна») вместо Эдварда Нортона («Американская история Х»)

Бениньи сыграл отца, пытающегося уберечь своего сына он ужасов фашистского концлагеря, убеждая ребенка в том, что все вокруг – игра. Нортон изобразил жестокого неонациста, раскаявшегося в своих преступлениях и осознавшего лживость своих идеалов. Буффонада итальянца в итоге пленила сердца оскаровручателей больше натуралистичной игры Эдварда, и награда ушла к нему.

10. Лучший фильм-1940: «Унесенные ветром» вместо «Волшебник страны Оз»

В 40-е годы борьба за «Оскар» в номинации «Лучший фильм» больше напоминала войну не на жизнь, а на смерть. В 2011 мы радуемся тому, что впервые за долгие годы битву ведут равные соперники, а 70 лет назад такое было обычным дело ежегодно. В битве «Унесенных» и «Волшебника» был один победитель – режиссер Виктор Флеминг, снявший оба фильма. Как это часто бывает, проигравший фильм в итоге стал победителем в истории. Его до сих пор цитируют, показывают детям, а песня Over The Rainbow признана в США лучшей в ХХ веке.