В нашем сознании прочно укоренилась мысль, что американское кино - это коммерческий продукт с тремя стандартными сюжетами, отличия в которых состоят в количестве компьютерной графики, цифрой перед шестью (а то и больше) нулями в бюджете и (иногда) лицами главных героев. Все умные, психологические и нестандартные фильмы мы автоматически относим к европейскому кино. И так бы и продолжалось, если бы пять лет назад в столицу не пришел фестиваль АмФест.

АмФест - фестиваль американского авторского кино - прошел в этом году уже в пятый раз. Он с завидной регулярностью знакомит зрителей с самыми яркими новинками заокеанской киноиндустрии, некоторые из которых потом даже выходят в более широкий прокат.

Многие фильмы пятого АмФеста так или иначе были связаны с персонами, известными большинству людей, кто хоть как-то интересуется современной культурой.

Раз уж мы говорим о фильмах, то начнем с режиссеров.

На фестивале был представлен фильм "Социальная сеть" - новая работа Дэвида Финчера, автора культового "Бойцовского клуба" и не менее знаменитых фильмов "Семь", "Игра" и недавней "Загадочной истории Бенджамина Баттона". На этот раз Финчер положил в основу фильма реальный сюжет и реального человека - Марка Цукерберга, создателя первой в мире социальной сети Facebook. Став самым молодым в истории миллиардером, Цукерберг, тем не менее, заполучил вместе со славой множество проблем, как личных, так и с законом. Атмосфера правдоподобности в фильме создается за счет "погружения" в жизнь героев: история рассказана "изнутри", слово дается поочередно всем участникам, позволяя взглянуть на происходящее с разных сторон.

Еще один мэтр мирового кинематографа, "засветившийся" на фестивале, - это Вернер Херцог со своим новым фильмом "Мой сын, мой сын, что ты наделал". Немецкий режиссер снимает теперь свои картины в Америке, а вместо Клауса Кински берет на главную роль тоже страшненького и тоже необыкновенно обаятельного Уиллема Дефо. Фильм, как и следовало ожидать, о безумии - вечной теме картин Херцога. Актер, перепутав жизнь со сценой, убивает свою мать, разыгрывая вживую древнегреческую трагедию "Орестея". К дому, где актер заперся с оружием и двумя заложниками, приезжают полицейские-напарники, подруга актера и его режиссер. Постепенно полицейские, а вместе с ними и зрители, узнают историю жизни сошедшего в ума актера.

Очень интересной находкой для многих киноманов стала картина "Наблюдение", а точнее, не сам фильм, а его автор - Дженнифер Чэмберс Линч. Да-да, это дочь культового режиссера Дэвида Линча. И хотя нельзя сказать, что она полностью идет по стопам отца в своем творчестве, но не увидеть некоторые сходства в картинах отца и дочери просто невозможно. Фильм получил награду на Нью-Йоркском фестивале фильмов ужаса, но ужасов как таковых тут не показывают. Скорее, это детектив, в какой-то момент на несколько минут превращающийся в триллер. В захолустный городок приезжают агенты ФБР для расследования ряда зверских убийств. После последнего преступления в живых осталось трое свидетелей - офицер местной полиции, девушка-наркоманка и восьмилетняя девочка. Удастся ли с помощью их показаний поймать преступников?

Новый фильм Стивена Содерберга "Все в порядке", наряду с "Юным папарацци" и "The White Stripes под северным сиянием", составили документальную программу фестиваля. "Все в порядке" - картина о жизни знаменитого американского актера, драматурга, сценариста и поэта Сполдинга Грея. Фильм состоит из архивных съемок, интервью разных лет и записей представлений с участием Грея.

Кроме того, были представлены фильмы широко известных в узком кругу режиссеров Клея Лайфорда ("Землянин") и Фрэнка Б. Росса ("Одри-катастрофа").

От режиссеров перейдем к экранизациям.

Смелая попытка экранизировать поэму Аллана Гинзберга "Вопль", предпринятая режиссерами-документалистами Робом Эпстайном и Джеффри Фридманом, в итоге превратилась в рассказ о жизни самого Аллана Гинзберга. Четыре линии, среди которых есть анимационная и псевдодокументальная, идут параллельно, дополняя друг друга и раскрывая разные стороны одной личности. Тем, кто в теме, будет интересно узнать о жизни этого неординарного человека, ну а для тех, кому имя Аллана Гинзберга ничего не говорит, - это хороший повод о нем узнать.

В экранизации автобиографического бестселлера Элизабет Гилберт "Ешь, молись, люби" главную роль сыграла Джулия Робертс - одна из самых красивых женщин Голливуда, можно даже сказать, ветеран, хотя выглядит она до сих пор прекрасно. Это фильм о поисках себя, о попытке женщины разобраться, кто она есть на самом деле и чего хочет от жизни. Одна из главных тем авторского кино подана легко, ярко, с юмором и с хэппи-эндом. Сподвигающий на "подвиги" фильм о самокопании.

Ну, и какое кино без актеров!

Помимо уже упоминавшихся Уиллема Дефо в "Мой сын, мой сын, что ты наделал", Джулии Робертс в "Ешь, молись, люби" и Билла Пуллмана в "Наблюдении", пятый Амфест приглашает посмотреть на других актеров, причем как "завсегдатаев" авторского кино, так и на вполне себе мейнстримовых.

Одним из самых известных актеров, одинаково востребованных и в артхаусе, и в коммерческом кино, способных одним своим появлением на экране перевести фильм в другое измерение, является Стив Бушеми. На АмФесте были представлены сразу два фильма с его участием - "Красавчик Гарри" и "Святой Джон из Лас-Вегаса".

"Красавчик Гарри" получил на кинофестивале в Бостоне приз за лучший актерский ансамбль: Джейми Шеридан, Стив Бушеми, Мэриэнн Мэйбери и другие. Это рассказ о немолодом мужчине Гарри, который не может жаловаться на жизнь: его любят, уважают, да и до сих пор он красив собой. Но вдруг в его жизнь врывается тайна о прошлом, которую он сумел выбросить из памяти: когда-то давно Гарри с друзьями стал повинен в том, что их товарищ остался калекой. Теперь Гарри предстоит замаливать старые грехи.

"Святой Джон из Лас-Вегаса" - это современная интерпретация "Божественной комедии" Данте. Одержимый страстью к игре страховой агент Джон Алигьери (в исполнении Бушеми) кое-как справляется, чтобы держаться подальше от азартных игр. Но вот он и его напарник Верджил получают задание расследовать запутанный страховой случай в Лас-Вегасе. Теперь им предстоит пройти все круги игрового ада...

Фильм "Хреновый год" с Эллен Баркин в главной роли можно назвать фильмом одного актера. В нем все подчинено Эллен - от нее нельзя оторвать глаз. Завершившая свою карьеру актриса уединяется в загородном доме, но постепенно понимает, что ненавидит одиночество, а все, что она любила, осталось в прошлой жизни.

Фильм "Девять", музыкальную версию феллиниевского "8 1/2" с блестящим актерским составом - Робом Маршаллом, Дэниэлом Дей-Льюисом, Марийон Котийяр, Пенелопой Крус, Софи Лорен, Николь Кидман, Кейт Хадсон, Джуди Денч, Стейси Фергюсон, - не посмотрели в сети только самые ленивые и самые сознательные. Именно для них, а также для тех, кто хотел, наконец, увидеть этот фильм на большом экране, эта картина была показана на фестивале. Пересказывать сюжет, думаю, нет смысла, а известные имена в титрах говорят сами за себя.

"Стоун" - еще один фильм со звездным составом: Милла Йовович, Роберт Де Ниро и Эдвард Нортон. Это напряженный триллер о противостоянии опасного преступника и офицера по досрочному освобождению. Картина о роковой ошибке и нелегком выборе между гражданским долгом и личным счастьем. Грустный полицейский, дикий маньяк и связавшая их женщина...

В комедии "Сайрус" снялись сразу две крупных (и в переносном, и в прямом смысле) фигуры комедийного жанра - Джон Си. Райли и Джона Хилл. Это веселая мелодрама о сыновей ревности и всепобеждающей любви. Со свойственным обоим Джонам юмором...

И напоследок фильм "ТАйМЕР", который не вписался ни в одну из перечисленных выше категорий - он снят дебютанткой Жаклин Шаффер с неизвестными актерами, но, тем не менее, получил массу призов зрительских симпатий на различных кинофестивалях.

Мелодраматическая комедия с элементами фантастики. ТАйМЕР - это новый прибор, способный точно определить, когда вы встретите любовь всей своей жизни. Но вот беда - у Уны прибор не работает. Ей скоро 30, а в ее жизни до сих пор нет мужчины. А когда он появляется, то внезапно оживает ТАйМЕР, подсказывая, что настоящая любовь встретится ей только через несколько дней.

Фильмы, показанные не пятом фестивале АмФест, удачно сочетают в себе авторское и развлекательное кино. Поднимаемые темы не оставляют зрителей равнодушными, но при этом позволяют получить от просмотра положительные эмоции. Отличная подборка режиссеров с мировым именем и звездные актерские составы сделали каждый фильм захватывающим и запоминающимся.

Автор: Лаврушина Людмила