По-настоящему выдающихся разносторонних актёров сегодня не так уж много. Гораздо больше действительно талантливых исполнителей, у которых есть одно стопроцентное попадание в какой-либо образ, а вот остальные роли ничем особым не примечательны. О таких говорят «актёр одной роли». Анастасия Иванова также осталась в памяти коллег, критиков и зрителей актрисой одной роли, но по более трагическим причинам.

Анастасия Иванова родилась в южном городе Адлере 24 июля 1958 года. Каким-то образом сложился стереотип, что артистические натуры в нашей стране обитают в основном в северных её областях. Мол, холода закаляют характер, который и позволяет этим людям упорно двигаться к своей цели и добиваться профессиональной состоятельности, успеха и признания. Анастасия Иванова в эту теорию не вписывалась, так как с достаточно раннего возраста мечтала стать актрисой и предпринимала определённые шаги в этом направлении.

Так что сразу по окончании школы она отправилась в Москву пробовать свои силы на вступительных экзаменах в столичные театральные ВУЗы. Удача вознаградила её за упорство - в 1975 году она поступила в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Монюкова.

После окончания учебы, в 1979 году, Анастасия Иванова оказалась в числе тех выпускников, которые оказались невостребованными в московских театрах. Однако она не стала унывать - попав во Владимирский театр драмы, она очень быстро стала одной из ведущих артисток труппы. Особенно запомнилась местным зрителям в её исполнении Мария из «Вестсайдской истории». Впрочем, очень скоро Иванова вернулась в первопрестольную, где работала сначала в Московском Новом драматическом театре, а позднее в театре «Сфера».

А потом не заставил себя долго ждать и шанс прославиться в кинематографе, который выпадает если не всем, то очень многим актёрам, и тут уже от них зависит, как они им воспользуются. Анастасия Иванова воспользовалась им блестяще. В 1982 году на экраны Советского Союза вышел фильм «Не могу сказать прощай», главную женскую роль в котором сыграла именно Иванова. Картина стала, выражаясь современным языком, настоящим хитом сезона - в кинотеатрах её посмотрели почти 35 миллионов зрителей.

Трогательная история о молодом человеке, который в результате несчастного случая оказался прикован к постели, и о девушке, которая своей любовью буквально вернула его к жизни, пришлась по вкусу простым людям. И огромное значение в успехе этой ленты имела искренняя игра Анастасии Ивановой. Не будет преувеличением сказать, что после картины «Не могу сказать прощай» у актрисы появились звёздные перспективы.

Но здесь в полной мере проявилась вся уязвимость и шаткость актёрской профессии. Именно на съёмках «Не могу сказать прощай» Анастасия Иванова познакомилась с замечательным актёром Борисом Невзоровым, и у них началась красивая любовная история. А уже к моменту окончания съёмочного периода Анастасия знала, что ждёт ребёнка. Актриса вышла замуж, родила дочь. Однако те несколько лет, которые у Ивановой выпали из профессии из-за необходимости заботиться о малолетней дочке, стали роковыми для её карьеры.

Когда она снова вернулась, оказалось, что в условиях грандиозных общественно-политических изменений в стране (та самая «перестройка») изменился и отечественный кинематограф. Изменились фильмы, которые стали снимать, и изменились те типажи, под которые подбирали исполнителей. Скромные романтические героини, для которых идеально подходила Анастасия Иванова, были тогда не востребованы, тогда нужны были актрисы с яркой внешностью, актрисы-бунтарки. Так что после возвращения в кино Иванова снималась мало - можно вспомнить фильм 1990 года «Мальчики» и ленту 1993 года «У попа была собака».

3 июня 1993 года произошла трагедия - Анастасия Иванова была убита в своей московской квартире, её обнаружил Борис Невзоров. В то время следствие оказалось не в состоянии найти убийцу, хотя существовали косвенные свидетельства того, что преступник был хорошо знаком жертве и пользовался её доверием. Борис Невзоров до сих пор благодарит судьбу за то, что в момент преступления в квартире не было дочери - она отдыхала у бабушки в Адлере.

Александр Бабицкий