В прокат выходит «Восхождение Юпитер» с Ченингом Татумом и Милой Кунис — космоопера Энди и Ланы Вачовски про русскую уборщицу, инопланетный элитизм и уши интересной формы.

Папа — астрофизик, мама — русская, род деятельности — домработница. На уровне вводных Юпитер Джонс (Мила Кунис) — готовая героиня очередной романтической комедии, паразитирующей на сюжете «Золушки». Однако в роли феи здесь выступит не пожилая дама с волшебной палочкой, а остроухий мужчина в летающих сапогах и с пистолетом.

Мимоходом он сообщит, что Юпитер — особа королевских кровей с другой планеты и теперь ей предстоит войти во владение Землей.

«Облачный атлас», предыдущая картина Вачовски, прошла под знаком случившейся в жизни одного из братьев метаморфозы — превращения Ларри в Лану. Приуроченный к премьере тур запомнился зрителям не столько причудливым фильмом, сколько смешным голосом сменившего пол режиссера и ее откровениями о безднах новых ощущений от себя и окружающего мира. Фильм, сделанный в соавторстве с Томом Тыквером, вызвал скорее недоумение. Сложное повествование, скачущее между жанрами и эпохами, в основе имело какую-то нью-эйджевую чепуху о том, что все люди связаны для того, чтобы нести друг другу свет и любовь. Всю эту поп-эзотерику страшно хотелось списать на физиологические процессы, но вернется ли к Энди и прежде всего Лане рассудок, должен был показать лишь следующий фильм, которым и стало «Восхождение Юпитер».

Надо признать, что с точки зрения идей камбэк вроде бы произошел. «Восхождение», при всей своей цветистости, кажется, опирается на сюжет о борьбе с инопланетным элитизмом, так же как «Матрица» говорила о борьбе с элитизмом цифрового происхождения. На этом, правда, сходства с главной работой семейного дуэта и заканчиваются. Да и говорить о том, что они в действительности имели в виду, можно далеко не так уверенно, как в случае с приключениями Нео в стране Морфеуса.

Даже «Облачный атлас», кажется, был более внятным с точки зрения монтажа и использования спецэффектов.

Здесь же за постоянными взрывами, мельканием дизайнерских нарядов и накладных ушей диковинной формы несколько теряется не то чтобы даже пафос, а в принципе сюжет.

Главную особенность творческого метода нынешних Вачовски хорошо иллюстрирует такой эпизод. Решив оформить фрагмент, посвященный инопланетным бюрократам в духе «Бразилии» Терри Гиллиама, они не только напихали туда гигантских бухгалтеров, андроидов-геев и прочих уродов, но и позвали на роль хранителя печатей самого автора исходной картины.

В этой чрезмерности вроде бы нет ничего дурного, но для того, чтобы она работала должным образом, надо обладать пироманской одержимостью Майкла Бэя, чьи «Трансформеры» насколько идиотичны, настолько и грандиозны.

Ларри и Энди Вачовски, в свою очередь, всегда брали не количеством, а качеством исполнения. «Связь» не была первым лесбо-триллером в истории, но стала самым безупречным, «Матрице» предшествовали «Темный город» и «Джонни Мнемоник», но они не совмещали так ловко реальность, киберпанковый драйв, щепотку эзотерики и визуальный стиль.

«Восхождение Юпитер», к сожалению, сравнение с предшественниками проигрывает.

«Звездный путь» лучше как космоопера, «Стражи Галактики» — как комикс, а в «Интерстелларе», несмотря на отсутствие 3D, куда более живой космос. А главное, что ни один из этих фильмов не заставляет зрителя испытывать гнетущее впечатление незваного гостя на фрик-вечеринке.

Автор: Ярослав Забалуев