Начался третий сезон сериала «Американцы», который с ростом напряженности в отношениях между Россией и США все дальше уходит от жанра шпионского триллера и все больше выглядит как семейная драма отцов и детей.

1981 год. В пригороде Вашингтона живет добропорядочная семья Элизабет (Кери Рассел) и Филиппа (Мэттью Риз) Дженнингс. У них вполне устроенная жизнь, у старшей дочери Пейдж (Холли Тейлор) подростковый возраст, и завоевать ее доверие родителям непросто; в соседнем доме обитает сотрудник Федерального бюро расследований Стэн Биман (Ноа Эммерих). Элизабет, впрочем, и сама в состоянии постоять за себя — что и демонстрирует двум коллегам Бимана, которые решили ее задержать.

Задерживать есть за что. Элизабет и Филипп — офицеры КГБ, в далеком прошлом внедренные в США.

За прошедшие годы они обросли хозяйством, родили двоих детей, и необходимость с риском для жизни добывать секретные материалы по заданию руководства отступает перед выбором — готовить дочь в шпионы для Страны Советов или позволить ей и дальше быть обычной американкой.

Телеканал FX начинает показ третьего сезона сериала «Американцы», шпионской драмы о временах «холодной войны», когда разведчики СССР и США вовсю пытались узнать секреты наиболее вероятного противника.

В январе 2013-го, когда «Американцы» только стартовали, с ними все было более-менее ясно — на мысль сделать этот сериал бывшего агента ЦРУ Джо Вайсберга натолкнули недавние события с разоблачением американскими спецслужбами Анны Чапман и целой группы российских разведчиков.

Страшны, кстати, те шпионы были вовсе не документами, украденными из сейфа президента США, а долгой и счастливой жизнью рядом с обычными американцами.

От которых они ничем, по большому счету, не отличались — не носили ушанок, не играли на балалайках и не тосковали запойно по оставшимся в Сибири медведям.

Но разоблаченные агенты сами по себе не очень интересны. Косвенное свидетельство тому — быстро закрытый сериал «Активы», основанный на реальной истории советского агента Олдрича Эймса.

В «Американцах» же привычный мир шпионских игр поставлен с ног на голову: русские оказываются главными героями, а прославленное ФБР изображается сборищем если не законченных идиотов, то очень недалеких людей.

Что, впрочем, может быть личной позицией Вайсберга в ведомственных войнах.

Но уже по ходу первого сезона стало ясно, что давно заявленный создателями приоритет — якобы «Американцы» рассказывают о семейных ценностях — вовсе не пустой звук.

Оказалось, что Миша и Надя (настоящие имена Дженнингсов) не совсем и русские — к началу сериала они прожили в США столько лет, что почти стали американцами.

В полном соответствии с названием шоу. Конечно, их шпионская деятельность никуда не делась, но на первый план все упорнее вылезали семейные неурядицы и проблемы, возникающие неизбежно, когда рядом долго живут два чужих друг другу человека с разными взглядами на жизнь.

Возвращаться к привычному течению шпионской драмы «Американцы» отказываются, эпизоды в советском посольстве и в офисе ФБР смотрятся на редкость чужеродно, а Элизабет в отдельные моменты напоминает Мардж Симпсон в ее трогательной заботе о муже и детях.

К моменту принятия решения о продлении «Американцев» на третий сезон (апрель 2014-го) мировая политика уже необратимо изменилась, в России и США заговорили о новой «холодной войне», резкие заявления сторон следовали одно за другим. В январе 2015-го США снова объявили, что поймали «российского шпиона». Воспользуйся авторы сериала этой конъюнктурой для раскрутки своего шоу, никто бы их не осудил. Но они удержались — во всяком случае на старте. А основным конфликтом, несмотря на остросюжетные повороты с убийствами агентов, так и остался разрыв между служебными обязанностями и материнским — и отцовским — долгом. И судя по всему, разрешение этой проблемы создатели «Американцев» будут оттягивать до последнего.

Автор: Игорь Карев