Уильям Юбэнк — типичный киноман, который добрался до камеры. Он может работать монтажёром, художником, оператором, сценаристом, режиссёром — кажется, кем угодно. Но у него есть распространённая проблема: он не перерос свой фанатизм. Он не столько снимает своё, сколько переосмысливает и воспроизводит любимые моменты из чужих работ. Поэтому и смотреть его фильмы без скуки способны только люди, разделяющие с ним вкусы или просто мало смотревшие кино в своей жизни.

Именно так молодые режиссёры и отсеиваются: они либо прекращают говорить любимыми цитатами, перерастают это и начинают делать что-то своё, либо оставляют кино. Уходят в рекламу или куда-нибудь ещё.

Первый полномеражный фильм Юбэнка назывался «Любовь», он рассказывал об одиноком астронавте, который жил в своих фантазиях, и там было очень много от Кубрика. Замечательные съёмки портило то, что всё было вторичным, пускай наверняка искренним. У «Сигнала», его второго фильма, та же проблема.

История трёх молодых ребят, попавших в непонятную лабораторию подопытными крысами, начинается совсем странно — будто завязка принадлежит другому фильму. Герои катаются себе по Америке, оказываются крутыми хакерами и в какой-то момент решают поймать другого хакера, ещё талантливее, которого разыскивают по всей стране. Они хотят быть первыми. Но добравшись до пункта назначения, находят только заброшенный дом, получают по голове и просыпаются в стерильных палатах, наполненных вежливыми людьми, которых представляет Лоуренс Фишберн.

Дальше сюжет толком отсутствует. Фильм живёт саспенсом и одной наивной интригой — «что вообще происходит?» Ближе к финалу случается первый твист, в самом деле неожиданный, но он только делает ситуацию ещё мутнее. Фишберн задаёт вопросы и не даёт ответов. Разглядывает коров и безумцев. Туэйтес подозрительно смотрит по сторонам, считает секунды, просится к своей девушке и разрабатывает хитрый план побега. Тут же оператор увлечённо ставит симпатично картинку. Звучит пост-рок.

И чем ближе финал, тем больше на него возлагается надежд, тем важнее он для всей картины в целом. Потому что «Сигнал» не пытается казаться серьёзной фантастикой, он не ставит зрителя ни перед какими дилеммами или вечными темами. Это развлекательное жанровое кино, совершенно простое по своим целям. Только снятое средствами инди — красиво, стильно, эмоционально, иногда трогательно.

Но автор по какой-то причине предпочёл пускай и неплохую, однако самую предсказуемую и, можно сказать, пошлую развязку. Ту, о которой начинаешь думать сразу, как показывают эксперименты над коровой — а над этой темой, между прочим, стебались ещё в первом сезоне «Сауз парка». Развязку, на которую открыто указывает русский постер и которая ещё у Пройаса смотрелась неоднозначно. Но Пройас (кстати, где он?) хотя бы делал умное лицо. А Юбэнк бесхитростен. Он умеет снимать, но плохо понимает, о чём и для кого. Пробелы, которые он игнорирует, мешают смотреть на звёзды, которыми он предлагает любоваться.

Автор: Гоша Берлинский