Впервые со времён «Монстро», как раз во многом и вернувшего псевдодокументальному формату его сегодняшнюю популярность, оный формат распространился на жанр фильма-катастрофы. Правда, вопрос о том, нуждался ли в этом данный конкретный представитель, за весь хронометраж так и не получает положительного ответа — и вот это уже редкость.

В отличие от знаковых представителей искомого направления, «Навстречу шторму» — это вовсе не мучительный предсмертный документ, снятый одной и той же камерой. Наоборот, как нам услужливо сообщают с экрана, всё происходящее одновременно фиксируют чуть ли не три десятка объективов. Те немногие из них, что находятся в чьих-то руках, практически в каждой ситуации умудряются не дёргаться и не снимать половину времени асфальт, но неизменно ловят самые эффектные возможные кадры. Кто всё это монтирует, зачем и почему именно в таком виде — ясно лишь отчасти, что, впрочем, уже прогресс по сравнению с иными псевдодокументалками.

С пробудившимися суицидальными стремлениями, выраженными в криках «Я должен это снять!», персонажи подбегают на считанные метры к смертоносным вихрям. Подобные сцены могли бы служить ироническим комментарием на тему поколения «ютуба», одержимого съёмками всего, что оно видит, но даже если фильм не упускает эту возможность, на выходе получается скорее грубая карикатура, к тому же быстро погребаемая под рёвом тех самых вихрей.

Время от времени Куэйл, три года назад отлично сработавший на «Пункте назначения 5», постигает ценность запечатления воронок, нисходящих с небес, с высоты двух метров над землёй, однако тут же подрезает силу этих моментов, спонтанно переключаясь на съёмку с вертолёта. В особенно напряжённых, по мнению создателей, мгновениях начинает без всяких объяснений звучать музыка. При таком раскладе, в общем, непонятно лишь одно — почему кино не было снято в триде, под которое просится половина хронометража.

Такое наплевательское отношение распространяется на все прочие элементы фильма, не касающиеся, собственно, самих торнадо. По ходу просмотра закрадывается подозрение, что все до единого бегающие по кадру персонажи — никакие не люди, а роботы, знание которых о человеческой природе и поведении в чрезвычайных ситуациях, а также в перерывах между ними, основано исключительно на творчестве Роланда Эммериха. В пользу этой теории говорит удивительно низкий, с учётом общего градуса разрушений, уровень смертности, а также то, что единственная фактическая сюжетная линия за весь фильм, описываемая фразой «Я должен найти сына», целиком и полностью заимствована из «Послезавтра».

В остальном сюжет не нужен, как не нужны и герои, кем бы они там ни были, и любая искусственная драма, в которую они попадают. Нужны, по факту, только торнадо, действительно созданные восхитительно, но поскольку всё, что их окружает, бессмысленно, то смысл выходит и из них самих. Подобно второй половине «Годзиллы» этого года, «Навстречу шторму» — это такой постчеловеческий фильм-катастрофа, который природа интересует куда больше, чем те, на кого она воздействует, но в плане индивидуальности даже Годзилла с лёгкостью выигрывает у торнадо.

Нечего удивляться, что никакого толкового напряжения за разумные, к счастью, 90 минут хронометража так и не появляется, а визуальная находчивость авторов ограничивается угодившими в вихрь самолётами и одной смешной цитатой из третьей «Матрицы». Ну так ни то, ни другое — не чета летающей корове из «Смерча» Яна де Бонта, а в сцене, где торнадо приближается к школе, раз уж разговор пошёл о цитатах, даже не начинает играть песня “Somebody to Love”. Только и остаётся, что любить кино.

Автор: Никита Комаров