У первой «Судной ночи» всё было чрезвычайно плохо, кроме концепта: что государство в качестве радикальной меры на одну ночь в году легализует мелкую преступность, чтобы в стране стало меньше бомжей и убийств. Но всё свелось к трэшевому противостоянию клоунов, дураков и обеспокоенного Итана Хоука в тёмной комнате. То, что этот цирк с конями прилично заработал в американском прокате и превратился в сериал, выглядело несправедливым и даже немного обидным. Когда стало известно, что в продолжении среди актёров не будет громких имён, это лишило последней надежды.

Но снова сюрприз: вторая часть во многом достойнее первой. Единственная связь между ними — всё то же недалёкое будущее, которое внешне — обыкновенное настоящее, только с ежегодной Чисткой. В остальном — другая история, поданная иначе во всём, в чём можно. Вместо выживания в четырёх стенах — путешествие по ночным улицам в окружении городских сумасшедших и красиво проезжающих горящих автобусов. Вместо триллера про маньяков — олдскульный боевичок про месть. Вместо дезматча — тим дезматч.

Первые минут двадцать фильм обстоятельно показывает последние мирные часы молодой пары, которая собирается расстаться, официантки с её больным отцом и дочерью-подростком, которая почему-то выглядит почти ровесницей матери, и крутого мужика, к которому приходит бывшая жена с мольбой «не делай этого». Мотивация у всех персонажей проговаривается и показывается настолько прямолинейно, будто сейчас начало девяностых: одни герои ноют про своё расставание, другие много жалуются на нищету и «не хватает на лекарства», суровый мужик сурово внутренне страдает, смотрит на семейные фотографии и приклеенные к стене вырезки из газет.

Всё для того, чтобы собрать этих печальных созданий в одну команду, которая будет бегать по переулкам, преследуя банальные цели, которые на самом деле никому не важны — ни режиссёру, ни зрителям. Интрига только в том, куда они заберутся, кого встретят, где их схватят, кого убьют, и как с этим жить дальше. Режиссёр при этом гоняет туда-сюда одни и те же грузовики, одну и ту же шпану, потому что на 9 миллионов бюджета массовый беспредел в Голливуде не снимешь, а человеку явно хочется. Вот он и бомжей гореть заставляет, и брокеров распинает на крестах, и солдатиков пускает пострелять, и даже бронированный автомобиль главному мстителю вручает, чтобы тот сильнее походил на Карателя.

Вообще больше всего удивляет в «Судной ночи 2», что сняли его режиссёр и оператор предыдущего фильма. Режиссёр (он же сценарист) неожиданно обнаружил в себе не самое плохое чувство юмора и с упоением взялся углублять концепт, прописывать социальный подтекст специально для американской аудитории — про новых Отцов-основателей, про возрождение Штатов путём убийств, про поклонение оружию. Ему, конечно, не хватает тонкости, но человек учится на глазах. С оператором то же самое: он «делает красиво» при каждой возможности, засматривается на улицы, на героя, катающегося по ним. Приятно смотреть.

Но в то же время фильм постоянно провисает. Автор, как будто всегда недоволен тем, как он раскрывает те или иные темы, и норовит повториться: в какой-то момент уже задалбывает моралистичность подростка, упоминания сопротивления, мантра про «не убивай, не будь, как они». Все диалоги неприлично затянуты, полны второсортного трёпа, и время от времени каждый персонаж выдаёт такой уже классический штамп, что сцена становится комедийной. Говорили бы подобное Уэсли Снайпс со Сталлоне, смотрелось бы как стиль. Но когда в кадре только Фрэнк Грилло, пускай он хорош, это вызывает смех немного другого рода.

Автор: Гоша Берлинский