Упрощать до предела сюжеты в наше время пивных этикеток и вездесущих комиксов не столько принято, сколько приходится, ибо высасывать сценарий из пальца — занятие неблагодарное. Да и зритель постепенно уже привыкает к отсутствию какой бы то ни было мотивации и вообще двойного дна. Однако этого всё ещё принято стесняться, прятать наивняк и топорные сюжетные повороты за массированностью шпецэффекта и эмо-страданиями главгероя. Однако создатели «Грани будущего» поступили иначе — они, напротив, честно постарались максимально эту зияющую простоту использовать в мирных целях, даже не пытаясь делать умное лицо там, где оно неуместно, то есть в кои-то веки поступили со зрителем честно.

И действительно, если в трейлере нам говорят про «просто нашествие», без особых целей и задач, и про «просто инопланетян», эдаких скорее представителей инопланетной фауны, нежели хоть сколько-то разумных существ, то ровно так и останется в фильме. И если в трейлере мы видим персонажиху Эмили Блант в виде «крутой девушки с плаката с секирой наперевес», так тому и быть, без малейших попыток изобразить из неё гения тактики и стратегии.

Герой Круза, разжалованный военный пиарщик, позор американской армии, тоже предстаёт именно обещанным Биллом Мюрреем, разве что тот каждый день просто ложится спать, а этот просто гибнет в бою самым разнообразным образом, постепенно становясь не только хорошим солдатом, но и приличным человеком.

Аналогично с фантдопущениями, на которых строится сюжет. Круза просто забрызгало кровушкой «альфы». Монструозная «омега» просто лежит в подполье. Чужики просто бросаются на всё, что движется. А время просто возвращается на сутки назад. С переливанием тоже всё несложно. Приборчик «сумасшедшего механика» вообще просто есть.

Также предельно упрощаются все боевые действия — если в «Битве за Лос-Анджелес» были какое-то дроны, какая-то авиация-унд-артиллерия, какая-то тактика, наконец, то тут два вида экзоскелетов и один вид тилт-вингов для высадки, неорганизованный хаос на поле боя, а из командиров мы видим одного генерала Генерала и одного Мастер Сержанта, причём воевать из этого царства физподготовки умеет одна Эмили Блант со своей дрыной. Ну, и сама высадка в Нормандии просто слизана с юбилейного Дня Д.

Так, погодите, а что же тут хорошего? А хорошего тут вот что.

Дело в том, что не увязая в тэтэха разнообразных баллистических ракет и прочих «абрамсов», не устраивая в кадре затяжных «комитетов начальников штабов», не доставляя по полчаса боеголовки на поезде и не показывая русско-китайскую медвежью кавалерию, прессующую «мимиков» широким фронтом от моря до моря, Даг Лиман благополучно оставляет себе оперативный простор в виде достаточного хронометража для личной истории парочки главных героев (кто не догадался, перед нами, по сути, мелодрама, замаскированная под фантастический боевик), плюс, разумеется, для шпецэффектов.

Так, с перерывом на очередную смерть, герой Круза сначала пытается спасать себя, потом других, но довольно быстро убеждается в бессмысленности всех попыток переломить ход изначально провальной операции силами одного пехотного себя, да хоть бы и в составе отряда отморозков с прокачанным скилом поедания карт и отжимания. От апатии и безысходности его спасает девушка с плаката, которая перед смертью успевает потребовать у штрафника в палёном китайском экзоскелете найти её после смерти, мол, ты это я.

Разумеется, классический сайфай с «классными презентациями» и кулстори про переливание крови быстро переходит в военно-полевой роман, в котором Эмили Блант долго и с маниакальным упорством стреляет Крузу в голову, отчего он испытывает к воинственной Рите всё более мальчиковые чувства, а зритель погружается в череду попыток нашей парочки составить и воспроизвести на натуре очередной провальный план.

Само собой, вновь и вновь погибая, главный герой окончательно становится приличным человеком, в конце концов сообразив, что у этих своеобразных «отношений» (это же мелодрама, вы не забыли?) нет никакого будущего (во всех смыслах этого слова, в фильме все эти смыслы олицетворяет пресловутый вертолёт), а значит, пора прекращать девушку мучить, надо быть мужиком и вообще взять уже с собой запасную батарею и патроны.

С этого места (после небольшой, хотя и забавной интерлюдии, в которой Даг Лиман со вкусом играется в Борна) пресловутый «День сурка» с прочими очевидными референсами стремительно заканчивается, уступая место вполне самостоятельному сюжету, в котором уже совсем не бессмертный Круз с товарищами дерётся как в последний раз, не рассчитывая более на запас жизней и не мечтая выжить-и-вернуться.

Ровно на этом моменте можно окончательно простить все упрощения, и даже тупость чужиков, да и мелодрама стремительно сворачивается до единственного скромного поцелуя.

В итоге героический финал (а на нём спотыкались многие, та же «Битва за Лос-Анджелес» чего стоит) позволяет фильму без малейшего усилия выйти в лидеры лучших коммерческих фильмов этого года. Не сказать, что там нынче столпотворение — кроме «Людей-Икс» там почти никого и нет, но звание одного из самых ожидаемых фильмов года стопроцентно оправдалось после просмотра, а это за последние годы уже само по себе подвиг. Осталось узнать, подтвердит ли это утверждение мировая кинокасса.

Автор: Роман Корнеев