Каримов рано начал спотыкаться. Его дебют «Неадекватные люди» годы был чуть ли не единственной лёгкой, остроумной и приятной, абсолютно зрительской романтической комедией, сделанной в России, но сделать что-то ещё хорошее автору долго мешали амбиции. «Вдребезги» была бессмысленным, заносчивым подражанием «Криминальному чтиву» и Тарантино в целом, а брошенный на середине съёмок «Стартап» — «Социальной сети». И в этом контексте пацанская комедия с актуальным лэйблом «от создателей «Горько» выглядела попыткой снять хоть что-нибудь несложное и почти наверняка коммерчески успешное — исключительно ради того, чтобы не потеряться совсем.

Но оказалось, что Роман сдаваться не собирается, и он даже кое-что понял за потраченное впустую время.

Во-первых, с «Горько» его фильм объединяют только похожие постеры и отчасти аудитория. Причём, в отличие от Жоры Крыжовникова, сам по себе Каримов явно лучшего мнения о людях, и поэтому персонажи у него все привлекательные, очаровательные или просто забавные, даже если они быдло, продажные менты, убийцы и девочки-маньячки. У Жоры, как известно, всё ровно наоборот: на экране сплошь дебилы и мудаки, но они почему-то выдаются за нормальных, самых обыкновенных людей.

Во-вторых, до Каримова, кажется, дошло, что одной из причин успеха «Неадекватных людей» было отсутствие какой-либо претенциозности. Никому не нужен новый Тарантино — нужен увлечённый режиссёр, который сможет сделать умное, интересное, искреннее кино. Без лишнего выпендрёжа, с удовольствием работающий не только для себя. Каримов вполне может быть таким режиссёром, потому что его последний фильм столь же хорош, как и первый, и даже более того.

В основе вновь старая фабула. В прошлый раз было «как встретились два одиночества», теперь «как прикольные лохи собрались на дело, но всё пошло не так». Три парня с разной мотивацией решаются на подставное ограбление, но вместо курьера, который был в курсе спектакля, по некоторым причинам приехал ничего не подозревающий дембель, он же сын криминального авторитета, которого хотели кинуть. Дембель оказался достаточно упрямым и отмороженным, чтобы дать каждому по морде, потом выследить и, в конце концов, всех вывести на чистую воду.

Штука в том, что первые минут двадцать Каримов занят не криминальной комедией, а ироничным живописанием бытовухи и жизни простых провинциальных пацанов вообще. Вот эти катания на «крузере» по дворам, чтобы все заметили, отодвигание сковородок, «опять хроник какой-то», «дай сумерки посмотреть», родная кровь, осталось ли поесть, наглые дети во дворе. В фильме по-настоящему тонны таких знакомых, родных деталей, которые тонко, умно, гармонично вписаны в классического гаяритчи, где в определённый момент все начинают одновременно делать глупости, импровизировать и поддаваться эмоциям.

По ходу дела этот самый гайритчи начала наших нулевых периодически проваливается в чёрную комедию, где, безусловно, самое фееричное, пусть и неубедительное — сцена с пилой и ББПЕ. Но потом Каримов, наоборот, неожиданно естественно переводит комедию в драму, заканчивая на грустной, но совершенно верной, честной ноте, никого не выставляя виноватым, не выдавливая слёз, без морализаторства, сарказма и прочих выпадов. Так сложилось. Всё, сразу и бесповоротно.

Автор: Гоша Берлинский