Галустян, конечно, себя не жалеет. Достигнув пика своей карьеры в фильме про Карлосона, он приложил все усилия, чтобы удержать планку. «Подарок» очевиднейшим образом вдохновлён французской «Игрушкой» с Ришаром, хотя авторам хватило ума спародировать классику лишь отчасти. В остальном они решили подражать Голливуду, как они его понимают.

Избалованный 9-летний сын олигарха покупает себе не человека-игрушку, а человека-слугу. Им становится неудачник, к детям особой любви, разумеется, не испытывающий. Хочет ребёнок странное: чтобы бородатый дядя Миша сопроводил его в путешествии из Москвы до Сочи, где живёт мама, которую он не видел с пяти лет. Папа, разумеется, ничего не должен знать, и по этой причине юный вундеркинд устраивает побег из тюрьмы со взломом отцовской почты и обманом телохранителя.

На этом фильм от «Игрушки» почти уходит, превращаясь в легкомысленное роуд-муви по лучшим местам великой страны с погружением в её как бы истинные реалии. Вроде тех, что на вокзалах крадут всё, что плохо лежит, в поездах храпят, а сортиры — эта ещё и такая будка с дырой внутри. К сожалению, не показали, заглядывал ли мальчик в дыру — получилось бы символично. Ведь зритель на просмотре «Подарка» совершает именно это — заглядывает в бесконечный, зловонный мрак.

О главном правиле роуд-муви — всё идёт не по плану — авторы, видимо, догадались. За первые полчаса герои успевают потратить почти все деньги, вылетают из графика, меняют самолёт на поезд, а поезд — внезапно на автостоп с жизнерадостным стереотипным дальнобойщиком, прикатившим из какой-то старой советской пропаганды.

Сценаристы даже подсмотрели конспекты, сделав судьбы пацана и Галустяна похожими: например, один маму в пять лет потерял, другой — папу. Ходят герои слева направо со сложными лицами и периодически фрустрируют, ноют, ломаются, напоминая собой скорее двух недовольных жизнью девочек-подростков, которых никто не понимает. Одному родители не уделяют внимание, на рыбалку не возят, у другого бабу увели, и матери он врёт. Само собой, потом в кадре появляются и та самая любовь всей жизни, и муж её почти бывший, и рыбалка получается, и «почитай мне сказку». И сама сказка есть. В виде безобразных анимационных вставок. Очень странно потом узнавать, что в сценаристах были только мужчины, причем шесть штук.

Галустян всю дорогу грустный клоун, которого становится даже немного жаль, когда наглый пацан начинает открывать рот. По сценарию мальчик очень умный, но хамоватый и плохо понимающий, как живут не то что за МКАДом, а за пределами родного дворца. Но в кадре совершенно точно не талантливый юный актёр, играющий наглого и разбалованного ребёнка, а наглый и разбалованный ребёнок, выдающий себя за актёра. Настолько отвратительную, фальшивую детскую игру следует ещё поискать. Режиссёр, очевидно, тоже никак ему не помогал. Испугался?

И оба страдальца обмениваются ужасными репликами и тупыми, вымученными шутками, придуманными людьми, понятия не имеющими, что будет смешно детям. А им смешно только в одном месте: где Галустян неожиданно поджигает себе задницу и начинает с криками носиться по двору. Всё. Ну, и дельфины в кадре это почти как котики, то есть работают в любом случае.

Только однажды авторы отвлекаются от фальшивой семейной комедии и делают свой сиквел «Горько»: когда помещают Галустяна и того самого мужа в обезьянник за драку в ресторане. А мент начинает читать им свои стихи. Эпизод длинный, совершенно из другого фильма и с другим рейтингом, детям непонятный напрочь, зато авторам явно близкий. А потому забавный, как ни крути. Но лучше фильм он всё равно не делает.

Автор: Гоша Берлинский