Джек Райан появился в самое подходящее время — про Итана Ханта и Бонда толком ничего не слышно, а Борн уже не вернётся таким, каким был прежде. Пора ворваться какому-нибудь свежему сериалу, пока настоящие сериалы про шпионов не утащили всех к телевизорам и мониторам. Другое дело, что Джек Райан — персонаж чудовищной литературы смешного параноика Тома Клэнси, паразитировавшего на страхах Холодной войны и благодаря этому достигшего успеха. Джеку Райану, которого почти двадцать лет назад сыграл Харрисон Форд, сегодня место разве что в пародийной комедии.

Поэтому авторы разумно решили всё переписать. От сюжетов Клэнси почти ничего не осталось. Джек теперь статный голубоглазый аналитик, который во время учёбы в Лондоне видит крушение башен-близнецов и сразу бросается в армию, почувствовав прилив патриотизма. Пострелять по моджахедам, правда, не получается, и в итоге Джека вербуют «кротом» на Уолл-Стрит, чтобы в один прекрасный момент он наткнулся на странные валютные операции и отправился в Снежную Россию разбираться. Потому что главным национальным страхом американцев сегодня является не атомная бомба и даже не террористический акт, а экономическая катастрофа.

Только по приезду в Москву исчезает и детектив, и, пожалуй, вообще какая-либо интрига. Благо, на середине фильм срывается в борновский (ну, почти) экшн, который заканчивается только за пару минут до финальных титров. Райан успевает не только маленько процитировать «Миссию: Невыполниму», но также провернуть то, на что его коллеге Кэрри понадобился целый сезон, а затем перевоплотиться в Джона Маклейна. Причем, по ходу действия монтаж становится всё беспощаднее, резче — настолько, что можно даже не обратить внимания на логические нестыковки и несовместимость сцен.

Но экшн отвлекает не только от обидных деталей — ещё от того, что сюжета в фильме мало. Вся эта шпионская история, в которую герой должен был провалиться с головой, умещается в два абзаца. Для авторов приоритетным было совсем другое — красиво обрисовать становление Джека Райана: как он мучился, геройствовал у вертолёта, сидел в офисе, спинку лечил, под дождём бегал, с Костнером болтал, руку и сердце предлагал. Как в первый раз убивал. При этом, в сценарии нет ничего такого, чтобы персонаж не казался банальным. Для идеала ему не хватает только дочери, но, если у фильма будет продолжение, она тоже появится. Чтобы в какой-то момент её захватили террористы, а Райан её спас.

Только от одной вещи экшн отвлечь не способен — от главной черты творчества Тома Клэнси, от которой нужно было избавиться в первую очередь, но которую почему-то оставили. И речь не о клюкве — в данном случае её почти нет, есть только голливудские традиции и глупость. Снегопад на фоне Кремля посередине лета и гигантский логотип на небоскребе — это можно пережить. Проблема в том, что «Теория хаоса», как и предыдущие экранизации, продукт чисто для американской аудитории.

Здесь нет места двусмысленностям или внутренним конфликтам персонажей, которые есть и в «борнах», и в «родинах», и даже в последних «бондах». Весь конфликт заключается в том, что русские патриоты решили поднять Россиюшку с колен, подложив свинью Штатам, но американские патриоты узнали об этом и дали сдачи. И только патриотов по обе стороны баррикад это кино может задеть. Так или иначе.

Автор: Гоша Берлинский