Два с половиной года назад «Астрал» стал для Вана и Уоннелла счастливым билетом назад в поле зрения широкой общественности, и по совместительству — первым на волне «Паранормального явления» хоррором, предложившим тому здоровую альтернативу. Там и там семьи пугались населявших их дом демонов, но если «Паранормальное» было и осталось преданным своей псевдодокументальной стилистике, то «Астрал» предложил классическую манеру съёмки и знакомых актёров в кадре, таким образом, эксплуатируя возрождённую любовь зрителя к сверхъестественному, но восходя при этом не к «Ведьме из Блэр», а к махровой классике жанра вроде «Полтергейста». Когда же на всё это была наложена собственная концепция того самого астрального мира и обитавших в нём демонических фриков на любой вкус, зрительский успех был обеспечен, а за ним — и рождение новой франшизы.

Продолжение её, правда, затянулось, слишком уж продюсеры хотели вновь посадить в режиссёрское кресло Вана, который, как мы знаем, не сидел без дела и снимал себе «Заклятие», в котором не только сполна воздал дань классике, но и вновь развил свой собственный талант хоррор-постановщика.

Браться после этого за сиквел своего предыдущего фильма — означало безопасный, но ненужный шаг назад, и режиссёр всё-таки его сделал, надо полагать, из привязанности к материалу и желания поработать над ним ещё раз, прежде чем уже окончательно уйти ворочать гигантским бюджетом седьмого «Форсажа».

Картина на выходе получается ожидаемо смешанной. С одной стороны, Ван чувствует себя как дома, легко возвращаясь к стилистике и настрою оригинала. Если тон «Заклятия» от начала до конца был предельно серьёзен, то на «Астралах» полагается сначала подпрыгивать в кресле, а затем нервно хохотать, параллельно пытаясь вновь обрести слух. Стремясь произвести на зрителя этот эффект, нарочито пафосно названная «Глава вторая» набрасывается на него голодным зверем — без очень внезапного и очень громкого появления в кадре очередной вусмерть загримированной морды здесь не проходит и десяти минут, а игриво выстраиваемое напряжение заполняет практически весь остальной хронометраж.

С другой стороны, по дороге режиссёр и его актёры вынуждены пробиваться сквозь дебри сценария, который не стремится к выгодным жанру чистоте и простоте (здесь можно в очередной раз кивнуть в сторону «Заклятия»), но изворачивается в попытках как можно органичнее продолжить сюжет оригинала, одновременно сохраняя всех его основных персонажей. Поэтому после открывающего затяжного флэшбэка затравленная Роуз Бирн будет шарахаться от каждого шума и пытаться поверить, что в её мужа не вселился злой дух, Барбара Херши и команда охотников за привидениями будут со стальными нервами исследовать заброшенные дома и больницы, не обойдётся и без предполагаемого гвоздя программы — нового путешествия в астрал и обратно.

Именно последнее и вызывает в итоге больше разочарования: вместо того, чтобы в лучших традициях сиквелостроения напрячь воображение и добавить своему миру духов градус богатства и безумия, Уоннелл даже не пытается предложить альтернативу «демону с лицом Дарта Мола» из первой части, заменяя его… всего лишь очередным маньяком с неудачным детством. Понятно, что если уж заимствовать, то у лучших — в данном случае у «Психо» и немного у «Сияния», но вопрос, зачем зажимать самих себя в угол, когда в вашем распоряжении целая небольшая вселенная — он остаётся открытым.

Единственным же, кто выигрывает от всего этого расклада, оказывается Уилсон, после обаятельных, но одномерных ролей в предыдущих двух хоррорах Вана получивший возможность не только изобразить здесь заботливого мужа и отца, но и угрожающе заполнять собой дверные проёмы, скалиться в камеру и ломиться сквозь стены — в общем, удачно исполнять двойную роль, которая выдерживает даже абсолютно деревянные диалоги, то и дело ставящие подножку всем остальным актёрам. Это тем более уместно, что неминуемая третья часть, судя по всему, останется не только без Вана, но и без многострадальной семьи Ламбертов. Насколько же она от этого выиграет, узнаем ещё через пару лет.

Вот такое кино.

Автор статьи: Никита Комаров