Если в уже довольно далёком 2009 году после выхода фильма-катастрофы с фальстартным названием «2012» мы могли вдруг подумать, что Роланд Эммерих переборол в себе кризис среднего режиссёрского возраста, смирившись, наконец, с тем, что он отныне «режиссёр одной тематики», и эта мысль даже была поддержана планами на создание аж целой эпической дилогии «День независимости навсегда», то дальнейшая история показала нам — нифига, тараканы из головы Эммериха никуда не ушли, творческий зуд на пустом месте остался, и рано или поздно он должен был бабахнуть.

И некий предвестник этого дела в лице шекспировской элегии «Аноним», конечно, прозвучал немедленно, но мы же понимаем, что 30 лям на его постановку Эммерих мог вынуть из кармана, и неважно, провалится кино потом или нет, как говорится, барин шалить изволят. А вот «Штурм Белого дома» — совсем другое дело. 150 миллионов бюджета, традиционный для Эммериха старт в середине лета и жанр «большого голливудского боевика» не оставлял шанса спустить всё на тормозах — это кино надо было делать с ударением на все слоги, а потому любителям гадания на бокс-офисе тут представляется самое раздолье интерпретаций, что было в голове в реджи, и что по этому поводу думает зритель.

Ко всему, благодаря такому регулярно наступающему в Голливуде явлению как прокатная рифма, Эммериху, паче чаяния, пришлось войты в клинч с другим обладателем массы тараканов в голове по имени Антуан Фукуа, который как раз играл на своём родном поле экшн-боевика, а не лез на чужую поляну. Благодаря особенностям графика проката ответ мы уже знаем — «Падение Олимпа» успешно вышел в небольшую, но прибыль, а вот тяжкая поступь «Штурма Белого дома» споткнулась ещё на пороге — фильм стартовал не в День независимости, убоявшись конкуренции с «Одиноким рейнджером», который, впрочем, тоже провалился с треском, в итоге оба фильма соревнуются, кто из них получит рекордные убытки.

И причина такого итога касательно предмета сегодняшнего нашего интереса очевидна с первого же кадра — даже на уровне расстановки фигур на доске Фукуа переигрывает Эммериха как по количеству конфликтов на квадратный сантиметр экрана, так и по накалу целеполагания, и просто по харизматичности людей в кадре. Батлер против Татума? Последний, конечно, попал в топ самых зарабатывающих голливудских актёров после своего саморазоблачительного проекта «Супер Майк», но мы же понимаем, что он популярен в основном среди девочек, а уж со звериной харизмой Батлера ему тягаться не по рангу. Да и роли за кадром — пребывающий в непонятках относительно собственной карьеры Джейми Фокс против Аарона Экхарта, выбор зрителей очевиден.

Да и сравнение сюжетных заделов двух фильмов заставляет нервно хихикнуть — нелепая смерть Первой леди против вялого «неудачник был на войне, когда доче нужен был папа»? Вы серьёзно?

Но, можно подумать, всё ещё исправится, как только начнётся, собственно, ключевой штурм Белого дома (у Эммериха — ещё и подрыв Конгресса), мол, где не решают сценарные изыски, решают крупный калибр и прочая пиротехника, а уж в масштабных постановках у Эммериха опыт несравнимый. Бабахнет так, что все вздрогнут!

Но и тут случилась промашка, с трудом разобравшись с «интервью для ютуба» и прочей мелодраматикой, Роланд Батькович изволят каждую первую сцену Хитрого Плана нападающих прервать на очередной задушевный разговор, постоянно отвлекаясь то на дочу, то на жену, то на героического экскурсовода, то на кроссовки Фокса. Какой там экшн — пока мы мечемся туда-сюда, Президент продолжает висеть в шахте лифта, а три с половиной горе-террориста не только не могут в упор попасть в безоружного Татума, но ещё и постоянно прерываются на поточить лясы и на побегать вверх-вниз по лестницам.

В итоге если у Фукуа сюжетообразующий штурм — это действительно штурм, массовый огневой контакт с применением различной техники, то у Эммериха в кадре пара наёмников в тактической бороде бегают с автоматом по декорациям Президентского дворца и отстреливают охранников, как мух. А потом их начинает отстреливать Татум. Остальные под речёвку про «только Президент может отдать такой приказ!» на это всё только с удивлением смотрят, не в состоянии даже грамотно поломать забор.

К тому же, если раньше Белый дом штурмовали террористы, северокорейцы, накрайняк русские ваньи, то у Эммериха это родные реднеки, что не могло не вызвать отторжения у политизированной американской общественности. Плюс явная про-обамовская риторика в кадре (даже отморозки из HBO стараются сдерживать свои партийные предпочтения, дабы не половинить потенциальную аудиторию) приводят к тому, что мировому зрителю пофигу (Америку не любят что с Обамой, что без него одинаково сильно), а как внутренний продукт это просто швах.

В итоге кино получается вялое, раздёрганное, глупое — для боевика это нормально, но должен же быть забивающий зрительскую голову экшн, а его мало и он невнятный — а ко всему ещё и страшно затянутое. Каждый бронированный лимузин сделает в кадре лишний круг, каждый из нападавших будет убит в стиле Сигала, то есть с песнями и плясками, а не в стиле Шварценеггера, то есть в общей куче оптом. Ну, а когда дело доходит до героических девочек, героических экскурсоводов и очкариков-президентов, стреляющих из гранатомёта, это уже, право, какой-то «Солдат Джо», причём его унылая вторая часть. Особенно с Татумом в кадре.

Эммерих, несмотря на полторы сотни бюджета, совсем не чувствует этот материал, перенося его на экран механически и откровенно скучая. Ему бы смешную белую собачку в кадр, а лучше — целую годзиллу, уж он бы развернулся. Но бешеных терабайтов тут не предусмотрено сценарием, а жалкие компутерные вертолётики не радуют глаз совершенно.

Любите кино.

Автор статьи: Роман Корнеев