У английского глагола «unchain» есть и другое, более созвучное контексту фильма значение – «спускать с цепи». Наши переводчики перевели название буквально, что, впрочем, не возбраняется. «Джанго освобожденный» есть не что иное, как «Джанго, сорвавшийся с цепи». И не был бы Тарантино Квентином, если б отказал себе в удовольствии раскрасить своей располневшей фактурой новый для себя жанр вестерна.

…Год 1858-й. До Гражданской войны, которая расколет Новый свет на два враждующих лагеря, остается еще три года. А пока южане мирно пасут ниггеров, упиваются собственным благополучием и медленно деградируют от безделья, скуки и непомерного тщеславия.

Джанго не повезло: его «засветили» в момент рождения. А чернокожему парню на юге приходится несладко. Потомственный раб Джанго имел неосторожность влюбиться в прекрасную Брумхильду, после чего имел наглость с нею бежать, но был пойман и жестоко наказан. Жену его, названную госпожой в честь героини «Кольца Нибелунгов», хорошенько отстегали плетьми, заклеймили обидной буквой и продали рабовладельцу-извращенцу Кэлвину Кэнди. А самого Джанго другой партией отправили загорать на солнце на плантациях печально известных братьев Спек.

Однако до пункта назначения Джанго не добрался. По пути братьям Спек встретился некто «Дантист», он же доктор Кинг Шульц, некогда сообразивший, что живые клиенты приносят куда меньше денег, чем мертвые. Доктор переквалифицировался в охотника за головами, а Джанго обладает весьма ценными сведениями по поводу трех головорезов, за которых обещан солидный куш. Расправившись с ними, Шульц, презирающий рабство, но уважающий законы приемной родины, предлагает своему невольному попутчику сделку: в обмен на партнерство в голодные зимние месяцы он обещает помочь Джанго в освобождении Брумхильды…

Несмотря на свои бесконечные эксперименты с жанрами и формами, Тарантино остается верен себе, поэтому, если вы не поняли в чем фишка «Бешеных псов» и «Криминального чтива», то дальше можно не продолжать. Это как оливки – кто-то жрет банками, а иные запаха не переносят.

Для начала немного фактов. Официально «Джанго освобожденный» считается самым кассовым фильмом Тарантино, заработав своим создателям более 420 миллионов в мировом прокате. Однако если учесть соотношение затрат и выручки, то достижение «Криминального чтива» по-прежнему недосягаемо. Даже если забыть об инфляции. Что касается рейтингов и всевозможных наград, то и здесь Pulp Fiction не дает усомниться в своем лидерстве. Тем не менее из пяти картин режиссера, входящих в престижный список «Лучших 250 кинофильмов всех времен и народов» по версии IMDb, «Джанго» на сегодняшний день занимает второе место после феноменального тарантиновского прорыва 1994 года, освежевавшего криминальный жанр, как индюшку в День Благодарения.

Что до премий, на которые Тарантино (по его словам) смотрит свысока, но все же любит получать, то «Джанго» принес своему автору второй в карьере Оскар за сценарий, а также вторую золотую статуэтку австрийскому актеру Кристофу Вальцу, коего американский режиссер буквально открыл миру в «Бесславных ублюдках». И если раб Джанго по гроб жизни обязан доктору Кингу Шульцу за предоставленный шанс расквитаться с врагами, то Вальц своему протеже должен просто ноги целовать.

Критическая братия, обсасывая «Джанго», почему-то первым делом принялась проводить параллели с прошлым фильмом мастера, особливо тыкая пальцами в смену декораций. Мол, там были немцы и евреи, здесь плантаторы и негры. Суть же осталась прежней – «веселая» феерия с привычным для Тарантино эстетическим возвышением насилия и искрометными диалогами. И поспорить с этим трудно, ибо стиль режиссера не меняется со времен «Бешеных псов», то есть Квентин продолжает упорно бить в одну точку, снимая раз за разом сливки с проверенных им же штампов и установленных им же канонов. То ни хорошо, ни плохо, ибо... читаем выше об оливках.

Тарантино, как прилежный студент сначала работал на зачетку, а теперь она пашет на него. Что вовсе не означает, что ему позволено снимать всякую ерунду. Просто Квентин не лезет в чужой огород. Он не берется снимать ситкомы, не хватается за возможность поучаствовать в бондиане, не принимает предложений на постановку блокбастеров. Он пишет свою историю, ежесекундно оглядываясь на классиков и практически не замечая современников.

И то правда, все основные элементы на своих местах. Многозначительные, изящные словесные перепалки? Есть. Слово «ниггер» каждые две минуты (вместо излюбленного fuck)? Есть. Филигранные перестрелки, море кровищи и прочие «мясные» атрибуты? Есть. Шикарная актерская игра? И этого навалом. А что, как обычно, отсутствует? Увы, нет ни эпического пафоса, ни высосанных из пальца пауз, ни наигранного драматизма.

Мы, конечно, скучаем по сортирному юмору, напыщенной игре приглашенных звезд и отсутствию в кадре каких-нибудь влюбленных вампиров. Нет, увы, ничего этого у Тарантино вы не обнаружите. «Джанго освобожденный», при всем желании, нельзя отнести к разряду киноработ, смакующих некий социальный подтекст. Фильм не обличает рабство, не делит общество на плохих белых и хороших негров и весьма пренебрежительно относится ко всему, что когда-то составляло предмет гордости «Унесенных ветром». Другое дело, что далеко не всем этот неприкрытый стеб и издевательство над канонами жанра по нутру.

Но довольно риторики. Похвалим то, от чего однозначно щемит сердце. Как всегда великолепная команда профессионалов в кадре. Леонардо ДиКаприо, которому не привыкать умирать на экране, в кои-то веки согласился сыграть махрового мерзавца, садиста и расиста. Оскара ему снова не дали (и даже не номинировали), но Лео, еще вчера игравший наивных мальчиков у Бойла и Кэмерона, впечатляет. Хотя и находится в тени более удачных персонажей, среди которых, в первую очередь, невероятный Сэмюэл Л. Джексон, чей типаж еще мерзопакостней.

Галерею мерзавцев завершают «старички»: Джеймс Римар, Дон Джонсон и любезно согласившийся мелькнуть лицом Франко Неро – итальянский актер, некогда изображавший Джанго в оригинале Серджио Корбуччи (1966 год, если что). Про Вальца мы уже сказали, а вот Джейми Фокс, при всем моем уважении, не впечатлил. Да, центральный персонаж и все такое, но не зацепил. Полагаю, что Уилл Смит, под которого роль писалась изначально, был бы намного убедительней, но Смит, в силу своих убеждений, принципиально не снимается в подобных бунтарских проектах.

Безо всякого сомнения, пролет «Джанго» над Оскарами закономерен. Лента вторична по отношению к творчеству самого Тарантино, да к тому же аморальна, цинична и неполиткорректна. То есть обладает всеми качествами по-настоящему живого кино, а не замшелых голливудских фильмов, от которых лицо сводит судорогой при каждом упоминании президента, божественного промысла или секса. Так что отсутствие престижных наград – это, скорее, плюс, чем минус. Значит, Тарантино в очередной раз угодил своим поклонникам.

Автор статьи: Евгений Жарков

© Shkolazhizni.ru