Новая картина Андрея Прошкина выходит на российские экраны 20 сентября

В основе фильма – эпизод из Жития русского святого, митрополита Алексия (крестника князя Ивана Калиты и воспитателя Дмитрия Донского), выдающегося религиозного деятеля и политика. Из Жития известно, что в 1357 году митрополит молитвами и снадобьями исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, мать хана Джанибека и вдову хана Узбека.

Впрочем, режиссёр Андрей Прошкин («Спартак и Калашников») и сценарист фильма Юрий Арабов («Господин оформитель», «Юрьев день», фильмы Сокурова «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст») предпочли превратить историю о том, как святой-целитель вылечил ордынскую ханшу, в некое подобие триллера с элементами мистики.

Скажем, поездка митрополита в столицу Золотой Орды Сарай-Бату к её правителю хану Джанибеку сопряжена со множеством опасных приключений, тогда как на самом деле подобные поездки для главы русской церкви были делом если не рутинным, то, по крайней мере, вполне обыкновенным.

Он и его предшественники, а позже – преемники ездили в Орду регулярно для переговоров по множеству вопросов церковного управления в русских княжествах, подвластных Орде. В Сарае всегда существовала особая церковная резиденция, Митрополичье подворье, где митрополит и другие иерархи останавливались во время пребывания в Сарае; имелась и церковь, а в некоторые периоды – не одна.

Сценарист представил решение святого митрополита Алексия отправиться в Сарай и попытаться излечить ханшу, как результат сурового выбора – якобы отказ означал для него смерть и разрушительный набег татар на Русь. На самом деле так вопрос не стоял, митрополита просто попросили о помощи. Джанибек, в отличие от своего отца, Узбека, хана, сделавшего ислам фактически обязательной для ордынцев религией, был к русским расположен – летописи прозвали его «Добрым», он был личным другом московского правителя, князя Симеона Гордого, сына Ивана Калиты и дяди будущего князя Дмитрия Донского.

При Джанибеке набегов на московское княжество не было – дружба Симеона с ханом, как и политический талант Алексия, позволили Руси за это время фактически превратиться в Московскую. Процесс централизации, запущенный Иваном Калитой, в течение тридцати лет правления Джанибека шёл очень быстро. Собственно, мягкость Джанибека привела его к гибели: его убил собственный сын, чтобы занять ханский трон.

Нельзя, впрочем, отказать фильму Прошкина в живописности. Декорации Сарая-Бату, выстроенные под Астраханью, в непосредственной близости от исторического местонахождения этого древнего города, почти на обнаруженных археологами развалинах, выполнены с максимальной достоверностью. Как и костюмы, оружие и грим главных героев.

Алексия сыграл брутальный секс-символ российского кино Максим Суханов (роль святителя раскрыла новые грани таланта этого актёра), хана Тинибека, брата Джанибека, – Андрей Панин, ханшу Тайдуллу – театральная актриса Роза Хайруллина, которая получила за эту роль «Серебряного Георгия» ММКФ-2012. Второй «Георгий» за фильм достался режиссёру.

Фильм «Орда», снятый по заказу студии «Православная энциклопедия», идеально влился в русло государственной политики России, направленной на возрождение национальной идеи. Часть финансирования дорогостоящего проекта взяло на себя государство, поддержку, в частности консультационную, оказала и Русская православная церковь. «Я не сам выбрал эту тему.

Мне предложили – я не отказался», – рассказал Прошкин в интервью татарстанским журналистам, которые всерьёз озаботились искажениями истории, якобы оскорбляющими историческую память татар – на самом деле, предки нынешних жителей Татарстана не были такими жестокими и дикими, как может (и небезосновательно) показаться зрителям «Орды». В татарских СМИ возникла целая дискуссия.

Интернет-газета eTатар цитирует режиссёра Рамиса Наджмиева, который заявил, что «описывая исторические события, нужно остерегаться однобокости. Я с нетерпением жду этот фильм. Хочется посмотреть, каким образом русские исковеркали историю». «Период правления Джанибека – это период расцвета демократии. Джанибек – третий сын хана Узбека. В отличие от своего отца, он был более мягок и человечен», – прокомментировал сюжет фильма татарский историк Айрат Тухфатуллин.

Прошкин, в свою очередь, постарался убедить журналистов и зрителей из Татарстана, что он никоим образом не стремился оскорбить память их предков. «Поверьте, я никак не хотел снять фильм о конфликте с представителями другой религии, другого народа. Я хотел рассказать о месте человека в обществе, о его отношениях с Всевышним. Мы не стремились показать жизнь угнетённого русского народа, вынужденного существовать под игом диких татар», –сказал режиссёр и прибавил: «Я в курсе, что в Татарстане возвеличивают Золотую Орду, стараются показать её, как великое прошлое народа. На всех не угодишь. Татарам фильм может и не понравиться».

Андрей Прошкин совершенно прав – на всех не угодишь, и любители истории, конечно, найдут, к чему придраться в фильме – ведь это же не документальная научно-просветительская лента. Зато поклонники триллеров с элементами мистики наверняка останутся довольны.



Автор: Вероника Гудкова