«Римские приключения» Вуди Аллена - лучший фильм лета. Вуди Аллена можно любить, а можно и не любить. Можно его анализировать или принимать без рассуждений, можно разделять его творчество на периоды – ранний, поздний, зрелый – и относиться вот так, раздельно. Но его надо знать.

Надо знать, что рядом с нами на планете живет удивительный, уникальный, ни на кого не похожий, ни с кем не сравнимый человек – художник – комик – философ, режиссер, сценарист и актер, музыкант, кларнетист, композитор – да что там, он и есть – суперчеловек, Вуди Аллен. Из его поистине необъятного творческого багажа – а полнометражных фильмов уже перевалило за 40! – каждый человек на Земле обязательно может выбрать любимый фильм.

Они разные. Очень сюжетные и приключенческие, и совсем разговорные, драматичные. Детективы и комедии. Интеллектуальные драмы и бурлески. Все лучшие актеры мира у него снимались, потому что – почетно. Зачетно. Сняться у Вуди Аллена. Мелкие мошенники и оперные знаменитости – диапазон его персонажей. В последние годы с любимого Манхеттена мэтр переместился в Европу и снимает по фильму в год в старом свете. Лондон, Париж, Барселона уже побывали полноправными героями и местами действия его фильмов. Теперь – вечный город. Рим.

«Римские приключения» в оригинале называются не оригинально, «The Rome with Love» - но именно это, в форме кино, Вуди Аллен нам и показывает. До нас доносит. Свою любовь к Риму, к Италии, к итальянцам, к итальянскому языку. Фильм снят на итальянском и у нас в прокате идет с субтитрами, потому что колоритная речь персонажей… Это надо слышать именно по-итальянски! Даже не понимая ни слова, ты улавливаешь музыку этой речи, и она становится совершенно необходимым выразительным средством для этого фильма.

А вообще Аллен хотел назвать фильм «Из Декамерона». Но передумал. Потому что любовь к Риму – больше. А идея – рассказать несколько любовных историй – осталась. И Вуди Аллен в фильме рассказывает несколько не связанных друг с другом любовных историй. О нескольких группах людей, совершенно не пересекающихся по ходу действия фильма.

Но ты это потом понимаешь, что они – не пересекаются, и совершенно отдельные. Потому что во время просмотра ты настолько увлечен действием, тем, что происходит с героями, парадоксальными ситуациями и неожиданными комичными положениями, в которые они то и дело попадают, что тебе некогда искать формальные связи. Все два десятка персонажей фильма – живые, реальные, чудные, но очень настоящие люди.

И сам автор – среди них. Вуди Аллен в одной из линий играет главную роль. И хотя эта линия тоже базируется на счастливой встрече в Риме двух влюбленных, повествует она вовсе не о них, а – об их родителях! Об опере. О славе и воплощении мечты. Оперная часть, все, что с ней связано в фильме – наверное, самое сильное впечатление. И в полный рост представляет сумасшедшую фантазию автора.

Но и остальные – чего стоит встреча молодого архитектора, его играет Джесси Айзенберг, с самим собой – тридцатилетней выдержки, в этой роли – Алек Болдуин… А тут еще внезапно вспыхнувшая страсть к взбалмошной и непредсказуемой актрисе – Элен Пейдж… Про великолепную Пенелопу Крус, она уже снималась у Вуди Аллена, ("Вики Кристина Барселона | Vicky Cristina Barcelona"), и говорить не приходится – ураган! Вообще, если одним словом определить, о чем этот фильм: о счастье. В разных обличиях. В сбывшихся и не сбывшихся мечтах, любовях, желаниях. Счастье – это чувство, которое фильм рождает. Значит, о нем!