«Кориолан» – это очередная попытка кинематографистов сделать героев Шекспировского произведения современными и актуальными. В жанре политического триллера и военной драмы события знаменитой трагедии откроются для искушенного зрителя с новой стороны.

В основу этой истории была положена легенда о полководце Гнее Марцие Кориолане, который жил в Риме еще в пятом веке до нашей эры. Одним из первых, основываясь на литературных трудах философа Плутарха и историка Тита Ливия, о римском вожде тех времен в одноименной трагедии рассказал Уильям Шекспир.

Главный герой современной картины – Кай Марций (Рэйф Файнс) – генерал римской армии, отважно защищающий родной город от повстанцев и подавляющий любые попытки мятежей. В современном Риме случился продовольственный кризис: простые рабочие и безработные страдают от голода, тогда как государственные склады ломятся от провизии.

Но у Марция нет ни капли сострадания к низшим слоям общества, он презирает людей, не склоняется к уступкам и готов пойти на любые ограничения гражданских свобод, тем более что в руках его солдат вместо мечей настоящие автоматы.

После очередной кровавой битвы с войсками в их городке Кориолы и победы над их главнокомандующим Туллом Авфидием (Джерард Батлер), римский сенат именует Марция Каем Марцием Кориоланом и предлагает возвести его в ранг консула. Но не смотря на отсутствие выборов, новому консулу требуется публичное признание народом.

«Восемнадцать битв за ваши голоса!» – восклицает возбужденный событиями Кориолан перед расступившейся толпой, но глупый народ, манипулируемый завистниками Марция, отзывает свои голоса и изгоняет великого защитника из города. Оставив свою мать, жену и сына в гордом одиночестве Марций идет к своему противнику, выжившему после сражений Авфидию, чтобы просить помощи солдат для мести Риму. Великому Риму, который будет повержен! Или не будет…

Рэйф Файнс не просто стал режиссером масштабной трагедии, но и сыграл одну из самых сложных ролей. В ходе фильма всегда сложно понять, что в голове и на душе великого воина Марция: он пощадит упавшего перед ним или в очередной раз, не колеблясь, прольет кровь. Честь, долг перед Родиной, гордыня, отношение к народу и политике – все отражает его внутренний мир, но при этом на каждом этапе развития событий по-разному. И Марций — это самостоятельный мужчина, или сын своей матери, мальчишка, отражающий ее волю?

Немаловажная роль в фильме отводится женщинам: послушной и молчаливой жене и несгибаемой и верящей в победы сына матери Марция. Именно благодаря их просьбам и молитвам, Марций защищает Рим, преклоняется перед народом родного города, а затем со слезами на глазах готов идти на перемирие. И дело не в том, что просят женщины, а в том, для кого и с какой целью, ведь смыслом их жизней всегда было спокойствие, благополучие, семья и любовь к своим родным и своему народу.

Шекспировский слог, сохраненный для современных персонажей, древнеримские события, перенесенные в наш век, характеры героев и их поведение, поток агрессии и волна адреналина – это интересное сочетание прошлого и будущего, жестокости и сочувствия, героизма и предательства, трагедии личности и всего социума.

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Рэйф Файнс

Сценаристы: Джон Логан («Последний самурай», «Гладиатор», «Авиатор»), Уильям Шекспир

Композитор: Илан Эшкери

В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Джессика Честейн, Брайан Кокс, Ванесса Редгрейв, Ашраф Бархом и другие

Хронометраж: 122 минуты

В кинотеатрах с 26 января 2012 года

Автор: Алеся Марченко