В этом году патриархи современного кино Лукас и Спилберг пообещали ему смерть в недалеком будущем. Пустеют кинотеатры, прогорают фирмы по DVD-прокату. Blue-Ray не хотят покупать. Весь рост доходов обеспечивается ростом цен, но не количеством продаж. Почему? Непотопляемый Титаник киноиндустрии, стоящий миллиарды долларов, столкнулся с айсбергом.

Что убивает кино? Нет, не пиратство, как полагают некоторые наши кинопродавцы. Компьютерные игры и социальные сети – истинные враги широкого экрана. Мы не можем растянуть сутки. Не можем увеличить количество дней в году. Если современные детишки «зависают» в сетях или проходят очередной квест, то когда им ходить в кино? И маловероятно, что с возрастом их привычки поменяются.

Пустеющие кинотеатры убивает не только невнимание зрителей, но и грабительская политика правообладателей, забирающих до 90% выручки от кинопроката. Вот откуда рост выручки студий! В итоге кинотеатры всё больше походят на стриптиз-бар, где зрелище – лишь способ заработать деньги на выпивке.

С другой стороны, зритель стал более привередлив и требователен. Ему не нравится навязанное билетом место в зале. От 3D-очков болит голова. Звук слишком громкий. Кресло скрипит. Кола слишком теплая или холодная. И ведерко с попкорном... ну, не нравится и всё! В итоге зритель предпочитает смотреть фильмы дома. По Блю-Рей? Ага, ждите!

Интернет – настоящий убийца «старого, доброго кино». Появление online-кинопорталов позволяет смотреть всё, что хочешь. А увеличение пропускной способности сети позволяет качать фильмы в FullHD. Не нужно дисков, ни лазерных, ни жестких. Достаточно воткнуть кабель в современный телевизор, и ты в кинотеатре, в домашнем. Чем не красота?

Нет такой коммерческой идеи, которая не нашла уже воплощения в нашем мире. Скромно начинавшая как интернет-магазин видеопроката, компания Netflix сегодня монополист на северо-американском рынке подобных услуг. В прайм-тайм треть всего интернет-трафика в США приходится на этот видеопортал. Треть! При этом нужно учесть, что Netflix тратит миллиарды на лицензии таких гигантов как Disney и Universal, предоставляя услуги за скромную абонентскую плату.

Впрочем, нет такой хорошей идеи, которую не может убить жадность. Монстры Голливуда не в восторге от того, что их «шедевры» терпят провал за провалом, наверстывая лишь при прокате в России и Китае, а какие-то там видеопрокатчики гребут миллионы у них же под боком. Пользуясь копирайтскими законами, пролоббированными ими же, старые студии год от года повышают расценки. В итоге Netflix всего за два года увеличила лицензионные выплаты в семь раз. Впрочем, студии на этом не останавливаются. Они просто отказываются давать разрешение на демонстрацию своих фильмов без объяснения причин. Хотя они лежат на поверхности. Каждая студия пытается построить свою собственную Netflix, чтобы захватить и этот рынок.

А рынок колоссальный. Сегодня во многих странах быть постоянно в интернете – не фантастика, а реальность. Планшеты позволяют общаться в Skype или смотреть кино везде, где есть связь. Не нужны кинозалы. Просто подключайся. И Netflix прекрасно отслеживает тенденцию, адаптируя трансляцию для мобильных устройств.

А со студиями борется их же оружием – сама потихоньку становится студией. Главный конек новой студии – сериалы. Без рекламы и пауз, без нарезки по времени в соответствии с сеткой вещания. «Это же интернет, детка!» Здесь можно снимать так, как этого хочет зритель. И выкладывать серии не раз в неделю по полчаса, а все сразу.

Простота реализации в интернете последних новейших технологий позволяет надеяться, что и сверхчеткое кино 4K (4000 пикселей по горизонтали) появится в online гораздо раньше, чем на ТВ или на больших экранах. Впрочем, совершенствование и удешевление видеоочков сделает белый экран пережитком прошлого.

Но всё же в любом кинотеатре, будь то обычный, домашний или мобильный, главное – кино. И будет печально, если при наличии невообразимой ранее, фантастической техники, мы будем видеть убогое содержание новых фильмов. Есть ли рецепт повысить престиж хорошего кино? Конечно. Во-первых, когда новые студии на независимых интернет-каналах будут показывать свое кино, найдутся и новые одаренные режиссеры, и самородки-актеры. Во-вторых, современная компьютерная технология 3D моделирования позволяет «на коленке» делать спецэффекты, достойные «Звездных войн». В-третьих, свободная трансляция любых фильмов за абонентскую плату наглядно покажет, какое кино действительно интересно зрителю. Кстати, те же торрент-сети дают примечательную статистику в этом вопросе. В итоге, кинопроизводство будет регулироваться честным интернет-прокатом.

Но всё это возможно при условии, что бывшие столпы кино-индустрии откажутся от своих раздутых доходов. Реально ли это?

Александр Ягольник