Телеканал CW заканчивает показ сериала «Никита» — продержавшуюся четыре сезона американскую реинкарнацию известной франко-канадской femme fatale.

Француженка Никита переехала из Канады в США в 2010 году, превратившись из спортивной блондинки Петы Уилсон в миниатюрную азиатскую модель Мэгги Кью. В основном ее образ жизни почти не изменился. Как и в оригинале, ее миссия заключается в борьбе с Подразделением — секретной правительственной организацией, выращивающей из малолетних преступников супершпионов. У Никиты к родной организации три претензии. Во-первых, та начала подгнивать и служит уже не только интересам державы, но и крупному нечистоплотному бизнесу. Во-вторых, Подразделение без особых сантиментов разделалось с мужем Никиты, не разобрав, что он для нее был чем-то большим, чем гражданским прикрытием. В-третьих, легенда о том, что оперативниками становятся только преступники и маргиналы, начала трещать по швам:

на самом деле мерзавцы из Подразделения готовы похитить любого подростка и сделать из него что угодно.

Четвертый (и последний) сезон сериала стартовал в ноябре с места в карьер. Никиту в нем обвиняют в убийстве президента США и ищут даже энергичнее, чем когда-то бен Ладена. Ее бывшие шпионы в Подразделении перестали быть слугами двух господ, арендовали самолет и теперь парят над страной, периодически обрушиваясь небесной карой на коррупционеров. Дочка убитого русского олигарха Саша Удинова, вызволенная Никитой из сексуального рабства и внедренная в Подразделение, превратилась в самостоятельного ангела мщения. Играет ее по-прежнему актриса Линдси Фонсека, массовому зрителю известная десятилетним сидением на диване в сериале «Как я встретил вашу маму». В «Никите» ей покой только снится. Другие члены отряда мстителей тоже хороши: здесь и местный Джейсон Борн (Шейн Уэст), и шутник-программист (Аарон Стэнфорд).

Отрицательные герои такой харизмой не обладают, но им и не надо: идея «Никиты» в том, что зло безлико и появляется всюду, где опускают руки приличные люди.

Бодрый старт не должен никого обманывать: сериал системно умирает уже четыре года, рейтинги падают, а критики требуют назад щедрые авансы. В четвертом сезоне будет всего шесть эпизодов — в четыре раза меньше, чем в каждом из предыдущих. Актеры и сценаристы напоминают футбольную команду, смертельно уставшую и заведомо проигравшую матч, но пытающуюся с достоинством довести его до финального свистка ради фанатов.

Люк Бессон, снявший оригинальный фильм «Никита» в 1990 году, всегда был единственным американцем в Европе. Другого режиссера, делающего одновременно по-голливудски бесстыжие и по-французски чувственные блокбастеры, в Старом Свете пока не родилось. Тем интереснее, что при переносе на американскую почву его метод быстро зачах: ремейк 1993 года «Возврата нет» был той еще ерундой. А вот классический канадский сериал «Ее звали Никита» (1997–2001) с Петой Уилсон, напротив, выстрелил. Видимо, сработал статус Канады как культурного перевалочного пункта между Францией и США.

Американская «Никита», однако, снова пошла по своему особому пути.

Визуальная эстетика была позаимствована не у канадцев, а у «Врага государства» Тони Скотта. Настроение здесь создают холодная синева неба, серая сталь небоскребов, похожий на пепел снег, упакованные в одинаковые пальто люди-роботы, словно бы загруженные из «Матрицы» братьев Вачовски. Никиту превратили из поневоле роковой женщины в очередную Алису, пытающуюся выбраться из кроличьей норы (в прямом смысле: редкая серия шоу обходилась без скитаний по вентиляционным шахтам). Флер легкого порно, в которым хрупкая Мэгги Кью то задумчиво массирует лоб огромным пистолетом, то сворачивает голыми ногами шеи здоровым мужикам, из сериала быстро выветрился. Чтобы удерживать зрителей у экрана подобной эротикой, девушек в проекте должно быть больше, чем в шоу Victoria' Secret, а пушек — чем в «Армейском магазине».

Операторы «Никиты» же в последнее время попросту стесняются любоваться своей героиней.

Конспирологическая линия тоже подкачала: любой из эпизодов любого из «Шерлоков Холмсов» устроен во много раз сложнее.

При всех этих недостатках «Никита» остается прекрасным телебоевиком с лихим монтажом, воинственной музыкальной отбивкой и напряженным экшном. Если хочется посмотреть, как одни люди сорок минут преследуют других, дерутся, стреляют, маскируются и показывают шпионские фокусы, вам сюда. Главное — не вникать в детали.

А экспорт европейских сюжетов на американское ТВ пора приостановить. Что «Никита», что «Красная вдова», что «Низкое зимнее солнце», что «Мост» — все мимо.