Нет, пожалуй, ни одного советского артиста, чья смерть вызвала бы такую массовую скорбь, как смерть Высоцкого летом 1980 года, чьи похороны собрали бы такие толпы народа (а следует учесть, что в те трагические дни в Москве проходила Олимпиада, и очень многие москвичи уехали из города).

За годы творчества Высоцкий написал около 700 стихов, текстов песен и поэм, записал несколько пластинок – некоторые в сопровождении оркестра. При этом артист не считал себя «бардом». Во время одного из выступлений в конце семидесятых на вопрос на эту тему он ответил довольно резко: «Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь». Профессиональный актер (выпускник Школы-студии МХАТ), Высоцкий снялся в более чем двух десятках кино- и телефильмов, многие из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа и любимы многими поколениями наших соотечественников.

«Вертикаль» - первый фильм, сделавший Владимира Высоцкого не просто знаменитым, а любимым актером как интеллектуалов-«шестидесятников», так и «простых» людей.

Снят режиссерами Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым в 1967 году. Обаятельный бородатый молодой альпинист в толстом свитере, с гитарой в руках пел песни, которые вскоре после премьеры «Вертикали» зазвучали «из каждого окошка, где музыка слышна», перепевались КСП-шниками у походных костров и студентами в общагах. Для молодых женщин Высоцкий, обманчиво грубоватый, с хитрецой в глазах и хрипловатым голосом, стал секс-символом, которым оставался затем всю жизнь.

«Интервенция»

В этом фильме, снятом в 1968 году режиссером суперпопулярной в свое время «Республики ШКИД» Геннадием Полокой в стиле мейерхольдовских спектаклей 20-х годов, Высоцкий сыграл первую яркую роль из череды сыгранных им впоследствии «бойцов за дело революции» - большевика Бродского, который под именем Мишеля Воронова служит репетитором великовозрастного сына банкирши Ксидас (его сыграл Валерий Золотухин). Трагикомический этот дуэт придал фильму особые краски, хотя он был «снят с полки» уже в разгар Перестройки, в 1987 году, когда революционный пафос в СССР сильно поблек.

«Служили два товарища»

В картине «Служили два товарища» ярко проявился драматический талант Высоцкого, его умение показывать неоднозначность человеческого характера. Он сыграл белогвардейца, поручика Брусенцова, который, по сложившейся в советском кино идеологической традиции, мог бы восприниматься зрителем как «чуждый элемент». Однако в итоге поручик, который случайным выстрелом убивает главного героя красноармейца Некрасова (в исполнении признанного красавца советского экрана Олега Янковского), вызывает в зрителе не меньшее сочувствие, чем сам Некрасов.

«Опасные гастроли» режиссера Юнгвальд-Хилькевича (известного советско-российского «киноводевилиста», создателя отечественных «Трех мушкетеров») стали для Владимира Семеновича подлинным бенефисом.

В роли революционера Коли Коваленко, работающего «под прикрытием» под куплетиста Бенгальского, Высоцкий пел, отбивал чечетку и рассыпал фейерверки обаяния и харизмы. По воспоминаниям режиссера картины, роль изначально писалась на Высоцкого, но Госкино долго не утверждало его. И все актеры, приглашаемые на роль Бенгальского, «не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу» - то есть специально «запарывали» пробы.

«Место встречи изменить нельзя», телесериал режиссера Станислава Говорухина, который вышел на экраны за год до смерти Высоцкого, показывает его уже не молодым ярким харизматиком, а зрелым, суровым, жестким, умудренным опытом человеком, «настоящим мужиком».

Реплики следователя уголовного розыска Глеба Жеглова, произнесенные хриплым голосом Владимира Семеновича с его неподражаемой интонацией, превратились в крылатые фразы, часть фольклора. Если фильмы 60-х прославили Высоцкого, то «Место…» превратило его в настоящую легенду советского кино. Многие киноведы говорили, что одной этой роли Владимиру Семеновичу было бы достаточно, чтобы навсегда войти в золотой фонд отечественного кинематографа.

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Фильм снят в 2011 году режиссером Петром Бусловым по сценарию сына артиста Никиты Владимировича (он же и озвучил роль отца). Роль Владимира Семеновича сыграл Сергей Безруков. В довольно острой и саркастичной критике, которой подвергли картину эксперты и блоггеры-киноманы, легко читается простая мысль: даже после филигранной работы гримеров ни один актер не может изобразить Высоцкого так, чтобы это по-настоящему понравилось армии поклонников великого артиста, народного не по званию, а по признанию.

Автор статьи: Вероника Гудкова